Аккадская печать. Древние ближневосточные печати. Аккадская империя и Вавилон. Преемственность шумерских печатей

Древняя Месопотамия. Сцена аудиенции у богини Иштар.

Главная, трехфигурная, сцена изображает поклонение сидящей богине, а дополнительная - сбор фиников с пальмы. Сюжет печати - аудиенция у сидящего божества - один из типичных для переднеазиатской глиптики III тыс. до н.э., начиная с аккадского времени. Богиня сидит на троне, выполненном в виде высокого кресла с небольшой спинкой. На боковой панели этого кресла изображены два вздыбленных льва, фигуры их перекрещены. Под ногами сидящей богини расположена небольшая подставка. Богиня изображена в профиль, в длинном одеянии, состоящем из множества оборок, на голове ее рогатая тиара 1 , которую резчик показал анфас. Видны также длинная «коса» волос, спускающаяся по спине, и шесть булав - с каждой стороны по три, - «растущие» из плеч богини. Перед ней мы видим двоих «посетителей»: человека, одетого в длинное гладкое одеяние с бахромой по краю полы, и бога в плиссированном платье. Персонаж в одеянии с оборкой, предстоящий прямо перед богиней, держит в левой руке посох, а правую поднимает в приветственном жесте. Он бородат, носит характерную мужскую прическу - длинные волосы, вероятно, сплетенные в косу и уложенные в аккуратный, перехваченный лентой пучок на затылке. Человека сопровождает мужское божество. Бог одет в длинное платье, оставляющее открытым левое плечо. Его волосы убраны таким же образом, как и у сопровождаемого им персонажа. Он сложил руки на талии, на голове его - высокая рогатая тиара, изображенная анфас, весьма отличная от тиары сидящей богини - рога на ней собраны вокруг длинного конусообразного «колпака» и отстоят друг от друга, в то время как на тиаре богини рога плотно сложены друг над другом.

Дополнительная сцена показывает двоих мужчин, тянущихся к плодам на финиковой пальме.

Благодаря атрибутам, представленным на печати, можно отождествить сидящую богиню с аккадской Иштар в ее воинственном аспекте: вздыбленные львы - ее священные животные, воинственные атрибуты за плечами и в руках богини - булавы и трезубец.

Надпись сообщает, что владельцем печати был некий Магага, торговый агент по должности.

1 Такие одеяние и головной убор типичны для изображения божеств не только в глиптике, но и в других видах искусства Месопотамии - рельефе, скульптуре, прикладном искусстве.

Публикации:

  • Тарасова А.А. Сцена аудиенции у богини Иштар // Мир в миниатюре. Геммы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 2012. С. 24-25.
  • R.M. Boehmer, Entwicklung der Glyptik während der Akkad-Zeit. Berlin, 1965, Kat. Nr. 952, Abb.383.
  • G. Colbow, "Die Kriegerische Ištar". Zu den Erscheinungsformen bewaffneter Gottheiten zwischen der Mitte des 3. und der Mitte des 2. Jahrtausends. Münchener Vorderasiatische Studien 8, München, 1991, Abb. 23, Taf. 4, Kat. Nr. 19.
  • D.O. Edzard, Die Inschriften der altakkadischen Rollsiegel // Archiv für Orientforschung, Band 22. 1968/1969. S. 12-20, Nr. 22.

Явилась цилиндрическая печать, использовавшаяся для удостоверения собственности или заключения соглашения. На этих небольших предметах из камня или раковин с дыркой по центру для удобства ношения тонко вырезались разнообразные рисунки; когда такой цилиндр прокатывали по сырой глине, на ней оставался узор. Цилиндрических печатей найдено очень много, а оттисков их на табличках и глиняных пробках для кувшинов и того больше.

Цилиндрические печати периода Джемдет-Наср: 1) печать с изображением священной ладьи; 2) печать из храма Инанны в Уруке.

Первые цилиндрические печати появляются в слоях Урук V и IV. В том не было бы ничего удивительного, если бы сохранившиеся образцы представляли собой, возможно, еще не слишком удачные опыты шумерских мастеров в этом исключительно трудном виде резьбы по камню. Но на самом деле оказалось, что хотя им и не вполне еще удавалась тонкость повторяющегося рисунка, тем не менее, для них было характерно высокое мастерство, редко достигавшееся в последующие века, о чем свидетельствует разнообразие сюжетов и изобретательность их декоративной трактовки. Энергичное моделирование и тщательная проработка отдельных фигур придают им все качества резного рельефа.

Изобразительные мотивы и мифологические символы, входящие в композицию этих рисунков, весьма тщательно изучались, и смысл их в настоящее время частично выяснен. В тематике религиозных композиций преобладает обращение к двум божествам, которые никогда сами не изображаются, но символизируются идеограммами, обозначающими их атрибуты. Один бог олицетворяет, подобно библейскому Таммузу, созидательную силу природы, графически передаваемую определенными растениями и животными. В числе символов этого бога фигурируют орел, иногда с львиной головой, и змея. Вторым божеством, играющим столь же значительную роль, является Инана, чей символ причудливой формы (который отдельные специалисты ассоциируют с «воротным столбом» тростникового храма) впоследствии, в пиктографическом письме, становится знаком для ее имени. Композиция изображения на печати может состоять из одной лишь декоративной комбинации этих символов. Время от времени, когда на печати изображают религиозный обряд (заклание или бескровное жертвоприношение), появляются фигуры людей. По-видимому, «царя» представляет бородатый персонаж в длинной юбке в складку, с тиарой и «шиньоном» на голове, которому прислуживает жрец, обнаженный или в юбке. «Царь» несет к тростниковому храму какие-то ритуальные предметы или руководит церемониальным кормлением священного скота. Часто изображаются отары и стада; их охраняют от львов такие персонажи, как «человекобык» и «львиноголовый орел» — образы, известные шумерскому искусству и в последующие эпохи. Встречаются и дикие животные: кабаны, олени, каменный козел и муфлон; из их фигур составляются геральдические эмблемы, которыми существенно пополнился набор стандартных композиций, используемых резчиками печатей. Изредка разрабатывались светские сюжеты, в том числе сцены военных или охотничьих подвигов «царя».

Многие предпочитаемые резчиками виды камней в самой Месопотамии не встречаются, что свидетельствует о торговых связях с соседними странами.

В период Джемдет-Наср искусство резьбы на печатях несколько деградировало, уже не было ни той тщательности, ни точности изображения. Раньше резчики, например, редко пользовались сверлом и следы его применения старались скрывать; теперь же всюду следы сверла бросаются в глаза, отчего моделировка фигур животных утрачивает былую завершенность. Кроме того, появилась новая форма печати: более удлиненная по отношению к диаметру и сплошь покрытая четко прочерченным геометрическим орнаментом.

Цилиндрическая печать - выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Распространение

Регионы распространения и находок цилиндрических печатей:

  • Месопотамия (относятся к шумерскому , аккадскому и вавилонскому периодам);
  • Северный Кавказ (Майкопская культура);
  • Анатолия (относятся к Хеттскому царству , Митанни и Урарту);
  • Иран (относятся к Эламу и к Ахеменидам);

Подавляющее большинство таких печатей было обнаружено именно в Месопотамии в связи с тем, что сырая глина, использующаяся там как писчий материал, была наиболее приспособлена для использования цилиндрических печатей.

Применение

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущественно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотъемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глиняных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Цилиндрическую печать человека после его смерти обычно клали вместе с ним в могилу вместе с его другими личными ценностями.

Цилиндрические печати как исторический источник

Цилиндрические печати являются важным источником для изучения истории государств Древнего мира . Это связано с тем, что множество таких печатей, будучи изготовленными из камня, хорошо сохранились и содержат много уникальных сцен из религиозных обрядов. Изучением изображений на печатях занимается наука сфрагистика .

Галерея

    Сравнение размеров печатей с их отпечатками полос (современные/текущие отпечатки)

    Ассирия. Печати, показывающие способ установки; Архивы Бруклинского музея, архивная коллекция Goodyear

Примечания

Литература

  • Nijhowne J. D. Политика, религия и цилиндрические печати: исследование месопотамской символики во втором тысячелетии до нашей эры. - Oxford, England: Archeopress, 1999. - 126 с. -

Печати Древнего Востока

Сегодня никто не может представить хоть сколько-нибудь важный документ без печати - оттиска на бумаге, сделанного с помощью голубой или синей краски и подтверждающего подлинность этого документа. Но как давно появились первые печати и какие функции они первоначально выполняли?

Оказывается, наиболее старинные образцы появились ещё на Древнем Востоке! Они были хорошо известны в Месопотамии, Египте, Индии и Китае. Все великие древние цивилизации имели печати в общем похожие, существуют между ними и различия характерные для каждого народа и времени.

Так например печати шумер, жителей древней Месопотамии, имели цилиндрическую форму, от этого и получили свое название. Вдоль продольной оси цилиндра просверливалось отверстие, которое позволяло прокатывать его по сырой глине, оставляя на ней уникальный оттиск. Цилиндрические печати вырезались из твердого камня и часто содержали сложные сюжеты, которые отличались богатством и точностью деталей, высокой художественностью исполнения. Шумеры использовали эти их для идентификации любой собственности и при заключении сделок. Считалось также, что этот важнейший атрибут каждого жителя Месопотамии обладает магическими свойствами.

Древние египетские печати более напоминали современные, хотя являются самыми ранними - наиболее широкое применение они имели в 3 - 2 тысячелетии до нашей эры. Они, также вырезались из природных минералов и камня, и известны под названием «печатей-скарабеев», потому что одну сторону их неизменно украшала фигурка скарабея, считавшегося священным в Древнем Египте. Другая сторона содержала иероглифы с именем - для маркировки имущества, или заклинания, если печать использовалась в религиозных ритуалах. Их использовали нанося на них краску и прикладывая к папирусу, на котором оставался цветной отпечаток, либо выдавливая оттиск в сырой глине. По мере ослабления влияния Египта, скарабей постепенно исчез с печатей, но их овальная форма и функции остались прежними.

В Китае печать была не просто средством идентификации владельца имущества и подлинности документов, но также всегда прекрасным произведением искусства. Та часть, которая использовалась для держания печати, как правило была украшена фигурками животных, драконов, или стилизованного бамбука. Вырезая печати из полудрагоценных и драгоценных камней и минералов, например нефрита, китайцы добивались такого эффекта, что фигурки оказывались окрашены разными оттенками и узорами благодаря природной неравномерности окраски самого камня и неизбежным вкраплениям другой породы. Большое значение китайские художники-резчики придавали каллиграфии и композиции. Им удавалось на небольшой площади разместить несколько иероглифов так, что они не только отлично читались, но представляли собой сложную, красивую и изящную композицию.
Ещё одна интересная особенность китайской печати в том, что постепенно она становиться неотъемлемым атрибутом любого чиновника, и более того - предметом удостоверяющим его положение и власть, а потеря чиновничьей печати строго каралась. Печати высокопоставленных китайских чиновников стали выполнять из драгоценных металлов. Например императорская печать была сделана из золота высочайшей пробы.

На древние индийские печати повлияла кастовая религиозная система Индии. Так не обнаружено ни одной древней индийской печати, на которой были бы изображены сюжеты битвы. Объясняется это тем, что высшая правящая каста - брахманы это ученые и духовенство, а не воины как это бывает в других государствах. Поэтому на найденных образцах встречаются изображения мифических животных и богов. И конечно же изображения, которые указывают на торговое применение печатей в Индии, для обозначения содержимого сосудов и мешков.

За несколько тысяч лет до нашей эры были популярны цилиндрические печати )))

А, еще говорят, что они колеса не знали)))?

Цилиндрическая печать — выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии , где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом человека.

Способы изготовления

Большинство цилиндрических печатей изготавливались таким образом, чтобы после прокатывания по мягкому материалу (например, по мокрой глине) получалось выпуклое изображение. Рисунки и орнаменты самой печати при этом делались вдавленными. Однако, некоторые цилиндрические печати, предназначенные в основном для других письменных материалов, сами изготавливались выпуклыми и использовались, например, для нанесения краски на документ из пергамента , папируса и др.

Оттиски цилиндрических печатей обнаружены на разнообразных поверхностях, преимущественно на глиняных табличках, а также на одежде, амулетах и на разнообразных других писчих материалах. Часто цилиндрические печати прокатывались по кускам глины, опечатывающей двери, сосуды и др. для подтверждения неприкосновенности складов и запасов. Иногда цилиндрические печати имели очень широкое распространение, иногда использовались лишь царем, его ближайшими приближёнными и писцами .

Цилиндрические печати в Месопотамии

Наибольшее распространение и применение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где являлись неотъемлемым звеном документооборота . У культур этого региона было принято оформлять сделки на глиняных табличках с участием свидетелей, при этом продавец, покупатель и свидетели «подписывались» своими цилиндрическими печатями. Иногда сделку удостоверял местный чиновник, исполняя роль «нотариуса ».

Если горожанин терял свою печать, было принято посылать гонцов в разные части города, которые кричали на каждой улице об утере печати таким-то человеком и о том, что более такая печать недействительна.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы