Классификация цифровых фотокамер. Что выбрать? Виды фотоаппаратов. Встроенная оптическая система

В зависимости от способа преобразования сетевой энергии в изображение и типа используемого фоточувствительного материала фотоаппараты можно разделить на 4 группы:

− Системы АРS

− Системы POLAROID (перестали выпускаться)

− Цифровые фотоаппараты

− Обычные классические фотоаппараты: зеркальные, компактные, дальномерные, панорамные.

Учебная классификация:

по способу фокусировки:

− с помощью дальномерного устройства

− по матовому стеклу в зеркальных фотоаппаратах

− автофокусировка: активная, пассивная.

по конструкции объектива:

− с фиксированным фокусным расстоянием

− с переменным фокусным расстоянием (ОПФР) (ZOOM)

по способу измерения освещенности:

− прямого измерения (экспонометр рядом с объективом на корпусе)

по формату кадра:

− малоформатные 24*36 мм

− среднеформатные: 6*4,5; 6*6; 6*8; 6*7; 6*9 см

− крупноформатные 9*12 см

по способу установки экспозиционных параметров:

− неавтоматические

− полуавтоматические

− автоматические

по конструкции видоискателя:

− не зеркальный (телескопический)

− зеркальный

Компактные фотоаппараты получили самое широкое распространение.Управление такими аппаратами максимально автоматизировано, что позволяет работать с ними начинающим любителям,

совершенно не сведущим в тонкостях фотографического дела, они легки, имеют малые размеры, удобны для переноски.

Зеркальные однообъективные аппараты являются представителями высокого класса. Благодаря ниверсальной конструкции он подходит для

подготовленного любителя и профессионала. Имеют сменную оптику, зеркальный видоискатель, совмещенный системой автофокуса,

экспонометром и шторным фокальным затвором.

Дальномерные фотоаппараты получили такое название благодаря способу фокусировки – по дальномеру. К числу достоинств относятся малые

габариты и отсутствие вибрации при работе затвора, а к недостаткам – наличие параллакса, сложность использования сменной оптики, увеличение погрешности фокусировки при длиннофокусной с светосильной оптики.

Панорамные фотоаппараты предназначены для съемки объектов, расположенных по кругу горизонта. В особенности они хороши при

фотографировании фасадов архитектурных сооружений, объектов, имеющих

фронтальное расположение.

Фотоаппараты системы АРS отличаются от других моделей размером используемой фотопленки, форматом кадра и типом кассеты.

Фотоаппараты системы POLAROID в их основе работы лежит принцип, объединяющий операции экспонирования фотоматериала и получения готового отпечатка, минуя традиционные трудоемкие операции обработки негативного материала и непосредственно печати, что делает фотографию «моментальной».

Цифровой фотоаппарат - это устройство для фотографической

съемки, в которой оптическое изображение объекта съемки формируется в фокальной плоскости точно такой же оптической системой, как и в обычном фотоаппарате, но изображение регистрируется не на фотопленке, а на пря-

моугольной светочувствительной матрице. Фотоматрица располагается там, где в обычных фотоаппаратах находится фотопленка. Затем изображение

преобразуется в цифровой вид.

На матрице по строкам размещено множество мельчайших фотоэлементов. Фотоматрица представляет собой прибор с зарядовой связью (ПЗС), а находящиеся в ней фотоэлементы называются пикселями (от англ.

picture element - элемент изображения). Каждый пиксель генерирует электрические заряды, пропорциональные

его освещенности. Эти заряды в заданной последовательности подаются в выходную цепь посредством импульсов управляющего напряжения и на выходе ПЗС формируется сигнал, содержащий информацию об изображении.

Полученный сигнал преобразуется в цифровой вид и подвергается дальнейшей обработке и записи.

При воспроизведении цифрового изображения на экране монитора или при печати на бумаге компьютер, используя цифровой сигнал, делит экран или печатную страницу на множество отдельных ячеек. Затем, используя параметры изображения, сохраняемые в файле, он определяет яркость и цвет каждой ячейки и вырабатывает необходимые сигналы, подаваемые на монитор или принтер для воспроизведения каждой ячейки изображения. Качество напечатанного или отображенного на экране цифрового изображения зависит от количества пикселей, которые создают изображение.

Цифровые фотоаппараты по конструкции похожи на обычные пленочные. Разница только в способе формирования изображения. До фотоматрицы цифровые фотоаппараты ничем не отличаются от

пленочного фотоаппарата - объектив фокусирует изображение, диафрагма ограничивает световой поток, затвор фиксирует время экспонирования

(выдержку). Все остальное − фотоматрица, запоминающее устройство, процессор − относится к области электроники и компьютерной техники. Сигналы с фотоматрицы поступают в управляющий процессор, в

функции которого входят:

Управление экспозиционной фокусировкой объектива;

Преобразование сигналов, поступающих с фотоматрицы, с

помощью аналого-цифрового преобразователя АЦП - аналого-цифровой преобразователь, предназначенный для преобразования непрерывно

изменяющихся аналоговых значений напряжения, получаемых с помощью

ПЗС-матрицы, в цифровые коды, соответствующие оттенкам цвета. формирование файла и сжатие изображения;

Сжатие − специальная обработка для уменьшения объема записываемой информации, позволяющая сохранить большее

количество изображений на карте-памяти. передача отснятого изображения на съемный накопитель

информации (карту памяти).

ОКП: 44 класс «Приборы и аппаратура оптические», в 444 подкласс «Фото- и киноаппаратура. Аппаратура для измерения характеристик и обработки фото- и киноматериалов», в группу «Фотоаппараты», которая подразделяется на следующие подгруппы по назначению: фотоаппараты шкальные, фотоаппараты дальномерные, фотоаппараты зеркальные, фотоаппараты павильонные.

ТН ВЭД - XVII раздел, в 90 группу «Инструменты и аппаратура оптические, фотографические,

кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; из части и принадлежности», в 9006

позицию «Фотокамеры (кроме кинокамер); фотовспышки и лампы-вспышки».

Мебель.


Похожая информация.


Классификация - это система упорядоченного распределения товаров по разделам и более дробным подразделениям в логической последовательности с соподчинением на основе определенных признаков.

Целью классификации в товароведении является облегчение изучения потребительских свойств, качества, ассортимента товаров и управления ими. Классификация ассортимента, свойств и показателей качества является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара.

Различают две разновидности метода классификации - иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации - последовательное разделение множества объектов на подчинённые классификационные группировки.

Фасетный метод классификации - параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Классификация цифровых фотоаппаратов производится фасетным методом.

Рисунок 1. Классификация цифровых фотоаппаратов фасетным методом

Все цифровые фотоаппараты можно поделить на несколько разновидностей:

Фотоаппараты со встроенной оптикой:

компактные («мыльница» традиционных размеров). з малыми размерами и весом. Малый физический размер матрицы означает низкую чувствительность или высокий уровень шумов. Также этот тип камер обычно отличает отсутствие или недостаточная гибкость ручных настроек экспозиции;

сверхкомпактные;

миниатюрные. Отличаются не только размерами, но часто и отсутствием видоискателя и экрана. Встроенные в другие устройства. Отличаются отсутствием собственных органов управления;

псевдозеркальные - внешним видом напоминают зеркальную камеру, а также, как правило, помимо цифрового дисплея, оснащены видоискателем-глазком. Изображение в видоискателе такого аппарата формируется на отдельном цифровом экране, или на поворачивающемся основном экране. Как правило, имеют резьбу на объективе для присоединения насадок и светофильтров (пример -- Konica Minolta серия моделей Z);

полузеркалка -- жаргонный термин, описывающий класс аппаратов, в которых имеется наводка по матовому стеклу через съёмочный объектив, однако нет возможности объектив менять. В таких аппаратах оптическая схема содержит светоделительную призму, которая направляет от 10 до 50 % светового потока на матовое стекло, а остальное передается на матрицу.Википедия: Цифровые фотоаппараты [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ .- 20.03.2011.

Камеры со сменной оптикой;

цифровые зеркальные фотоаппараты;

цифровые дальномерные фотоаппараты;

цифровые беззеркальные фотоаппараты.

По способу наводки на резкость фотоаппараты подразделяют на:

шкальные;

дальномерные;

зеркальные.

По типу затвора:

с центральным затвором;

ламельным (электронным) затвором;

шторно-щелевым затвором.

По специализации назначения:

панорамные;

стереоскопические;

для одноступенного фотопроцесса.

По степени автоматизации установки экспозиции:

неавтоматические;

полуавтоматические;

автоматические.

По виду видоискателя:

рамочные;

оптические (телескопические, зеркальные, универсальные).

По наличию фотопринадлежностей:

основные, вспомогательные;

экспонометрические приборы;

источники искусственного света. Товароведение и экспертиза промышленных товаров/под ред. А.Н. Неверова. - М.: МЦФЭР, 2006. - 731-735 с.

    Лучи света, пройдя через объектив, отражаются зеркалом, которое в момент наводки на резкость стоит под углом 45 градусов к оптической оси объектива. Отразившись от зеркала, лучи света направляются вверх, где строят оптическое изображение фотографируемых предметов на горизонтально расположенном матовом стекле.

    Посредством специального механизма зеркало в мгновение съемки откидывается вверх, закрывает собой матовое стекло и освобождает доступ света к задней стенке камеры, где расположена пленка, пластинка или матрица. В этот момент срабатывает затвор и происходит фотосъемка.

    Преимущество зеркальных фотоаппаратов состоит в следующем:

    1. При наблюдении за изображением на матовом стекле сверху фотограф видит его, что ощутимо облегчает решение композиционных задач и в известной мере облегчает наводку на резкость.

    2. Наблюдение за изображением фотографируемых предметов можно вести непосредственно до момента съемки.

    Зеркала, применяемые в этих аппаратах, оптические (амальгамные снаружи) и строго плоские.

    Разновидностью зеркальных аппаратов являются двухобъективные зеркальные фотоаппараты, у которых основной объектив предназначен только для съемки, а для визирования и наводки на резкость служит второй объектив, расположенный над первым и функционирующий синхронно с ним.

    Основное достоинство двухобъективных зеркальных аппаратов перед однообъективными - объектив для визирования не диафрагмируется, что облегчает наводку на резкость и визирование. Изображение фотографируемых предметов в двухобъективных зеркальных аппаратах можно видеть и в момент съемки.

    Недостаток двухобъективных зеркальных аппаратов - несовпадение между кадром, полученным на снимке, и кадром, видимым в видоискателе. Объясняется это тем, что оптические оси объективов аппарата и видоискателя находятся на значительном расстоянии друг от друга.

    Еще одной разновидностью зеркальных фотоаппаратов являются аппараты с оборачивающей оптической системой. Они отличаются помещаемой над матовым стеклом крышеобразной пятигранной призмой (пентапризма), переворачивающей изображение из горизонтальной плоскости в вертикальную и слева направо. Изображение получается прямым во всех направлениях и может рассматриваться не сверху, а сзади, что позволяет во время съемки держать аппарат на уровне глаз.

    Стереоскопические фотоаппараты

    Предназначены для получения стереофотоснимков, которые, при рассматривании их в стереоскоп, дают зрительное ощущение пространственной глубины изображения и объемности сфотографированных предметов.

    Отличительная конструктивная специфика - два идентичных объектива, располагающихся на расстоянии 65 мм один от другого (расстояние между центрами глаз человека), два синхронно действующих затвора.

    Панорамные фотоаппараты

    Предназначены для широкого охвата фотографируемого вида и получения панорамных фотоснимков.

    Главная особенность - расположение пленки не в одной плоскости, а по круговой линии (дуге), объектив же во время съемки поворачивается вокруг вертикальной оси. Наглядное представление о работе аппарата дает схема.

    Объектив (1) расположен в светонепроницаемой цилиндрической камере (2). Свет падает на него через щель затвора (3), а затем выходит через узкий раструб (4). Перед фотосъемкой объектив находится в исходном положении, в каком он показан на схеме. При нажатии на спусковую кнопку щель затвора открывается. Одновременно объектив под действием заводной пружины поворачивается по направлению стрелки вокруг вертикальной оси (5), экспонируя пленку (6) от одного ее конца до другого. Таким образом, в каждый отдельно взятый момент экспонируется только узкая полоска пленки. Для каждой последующей съемки пленка перематывается из подающей кассеты (7) в приемную кассету (8).

    Благодаря такой системе на всей поверхности пленки получается одинаково резкое и яркое изображение. Таким углом охвата не обладает ни один из повсеместно применяемых широкоугольных объективов.

    Павильонные фотоаппараты

    Предназначены, главным образом, для съемки портретов в фотопавильонах, откуда получили также название стационарных портретных.

    Отличаются крупными форматами (13 х 18; 18 х 24 см) и рассчитаны на применение фотопластинок и плоских форматных фотопленок.

    Технически оснащены слабо. Они не имеют ни затворов, ни видоискателей, ни прочих специальных узлов и механизмов. Конструктивное отличие - наличие меха со значительным растяжением, что позволяет применять в них длиннофокусные объективы, требуемые при портретной фотосъемке.

    Эти же особенности делают павильонные фотокамеры пригодными для репродукционных работ и особенно при репродуцировании небольших оригиналов в натуральную величину и с увеличением.

    Фотоаппараты для быстрых фотоснимков

    Отличаются наличием специального устройства, позволяющего производить обработку фотоматериалов по методу одноступенного фотографического процесса.

    Карманные фотоаппараты

    Особо миниатюрные аппараты для чисто любительского фотографирования, свободно помещающиеся в кармане. Для серьезных фотографических занятий мало пригодны. Некоторые из них снабжены отличной оптикой и дают негативы высокой резкости, выдерживающие десятикратное увеличение при удовлетворительно резком изображении.

Мировая промышленность выпускает огромное количество фотосъемочной техники. Но на самом деле кажущееся разнообразие не так уж велико, камеры отлично укладываются в рамки неофициальной, но уже устоявшейся классификации.

Цифровые фотоаппараты, как совсем недавно фотоаппараты пленочные, по своему назначению подразделяются на несколько групп. В самом "низу" - дешевые и простые автоматические "компакты" или "мыльницы" (их назвали так потому, что корпуса этих камер и в самом деле напоминают пластмассовые мыльницы). Однако, параллель с пленочными автоматическими камерами здесь довольно условная.

Любая простейшая пленочная "мыльница" и цифровой фотоаппарат начального уровня это далеко не одно и то же. Начнем с того, что цифровой фотоаппарат устроен намного сложней пленочного "аналога". Его светочувствительным элементом, заменившим пленку, является сенсор - светочувствительный датчик, состоящий из сотен тысяч и миллионов (количество зависит от класса камеры) микроскопических элементов, собранных в прямоугольную плоскую матрицу. Каждый элемент можно сравнить с крупинкой галогенида серебра фотопленки. Только изображение здесь строится по совершенно иным физическим принципам.
Далее - в цифровой камере работает мощный компьютер, который устанавливает экспозицию (выдержку и диафрагму), преобразует электрические сигналы, получаемые с матрицы, в цифровой код, управляет всеми узлами фотоаппарата.

Наконец, оптика. В дешевых пленочных "мыльницах" очень часто устанавливали простой объектив, линзы которого были изготовлены из пластмассы. Пластиковая оптика встречается и в цифровых камерах начального уровня. Но совсем примитивных оптических схем, как и оптики невысокого качества, здесь не встретишь. Какой смысл устанавливать за примитивной пластиковой линзой дорогой высокотехнологичный сенсор?

Еще 4-5 лет назад классификация цифровых камер начиналась с недорогих (до 100 долларов) цифровых фотоаппаратов с сенсорами CMOS, имеющими разрешение VGA - 350 000 элементов (пикселей). Но этот класс аппаратуры сошел со сцены прямо на наших глазах. Сегодня он полностью вытеснен недорогими сотовыми телефонами с такими же сенсорами VGA и такой же простой оптикой.

Эти камеры - первая жертва развития цифровых фототехнологий. Но дело они свое сделали, став стартовой площадкой для камерофонов и задав начальный уровень цифровых фотоаппаратов. Дело в том, что эти дешевые камеры (вспомним марки - Aiptek, Agfa, Volkano и так далее) воспринимались, скорее, как игрушки, нежели серьезная замена пленочному фотоаппарату. Так оно, в принципе, и было. Сделать технически совершенный снимок простой камерой было невозможно (как невозможно сделать его сотовым телефоном с сенсором VGA).

Но сегодняшние простые камеры вовсе не так просты, как кажутся (особенно, если судить об их оснащенности по ценникам). Это полноценные фотоаппараты, которыми можно делать очень неплохие снимки. Даже в руках не самого умелого фотолюбителя цифровая камера начального уровня будет уже не игрушкой, а самым что ни на есть фотоинструментом. И технический уровень современных цифровых фотоаппаратов можно смело сравнить с уровнем дальномерных и автофокусных пленочных фотоаппаратов недавнего прошлого, относящихся к средней ценовой категории.

Об особенностях устройства цифровых "мыльниц" поговорим чуть ниже. Пока же об отличиях внутри этой группы. Зайдя в магазин цифровой техники, легко заметить, что компактные цифровые фотоаппараты очень по-разному стоят. Среди них есть демократичные модели, продающиеся за 120 долларов и есть миниатюрные камеры за 400-500 и более долларов. Откуда эта разница в цене? В чем тут дело?

Может показаться, что главная причина - разрешение сенсора. Это и так, и не так одновременно. Дело в том, что камеры всех ценовых групп стремятся (не сами камеры, конечно, а их конструкторы и производители) к увеличению разрешения. И сегодня 120-долларовая "мыльница" может иметь сенсор разрешением в 4 или 5 мегапикселей, а камера за 500 долларов - сенсор 6-ти или 7-мегапиксельного разрешения. Разница совсем невелика. И можно надеяться, что в ближайшем будущем эта разница станет либо еще меньше, либо вовсе исчезнет.

На самом деле цена камеры зависит от множества факторов. Помимо сенсора - а в дешевые камеры встраивают обычно сенсоры предыдущего поколения, в то время, как дорогие компакты оснащают сенсорами новейших разработок (а это и разрешение, и светочувствительность, и динамический диапазон и множество других характеристик, о которых обязательно поговорим) - фотоаппарат еще содержит в себе высококачественную светосильную оптику, быстродействующий процессор обработки изображений (тот самый компьютер, который мы уже упоминали), электромеханический затвор (простейшие камеры VGA, которых уже не встретишь в магазинах, и фототелефоны затвора не имеют вовсе). Плюс материал корпуса, аккумулятор, плюс яркий цветной дисплей. Вот и набегают немалые деньги. Не будем забывать и о том, что в стоимость новейших моделей входят расходы на перспективные разработки и научные изыскания. Цифровая фотография - одна из наиболее наукоемких отраслей, требующая постоянных финансовых вливаний и интенсивных научных исследований.

Вот и получается, что в группу цифровых "компактов" можно включить и недорогие фотоаппараты, и камеры уровнем повыше... В чем отличия? Их множество. Одно из основных - размеры камеры. Фотоаппараты начального уровня компактны, но не миниатюрны. Это обусловлено и конструкцией объектива, и спецификой автономного питания. В этих фотоаппаратах в качестве источника питания используются стандартные никель-металлгидридные аккумуляторы формата АА (так называемые "пальчиковые"). В комплект самых дешевых камер они не входят - фотоаппараты комплектуются "пробными" щелочными элементами, которые мы называем "алкалиновыми батарейками". С этими элементами камера работает плохо. Щелочной элемент не способен долгое время отдавать большой ток, а энергопотребление фотоаппарата таково, что в некоторые моменты он потребляет ток силой в 1 и даже в 2 ампера (и больше, не будем забывать про энергоемкий конденсатор встроенной вспышки, яркий дисплей с лампой подсветки и сам сенсор). В результате элементы разряжаются быстро и в самый неподходящий момент. Предсказать время разряда невозможно. Но после короткого "голодного обморока" алкалиновые элементы восстанавливают свою энергоемкость и могут служить некоторое время источником питания - до следующего непредсказуемого быстрого разряда.

В более дорогих камерах используются литиевые (литий-ионные или литий-полимерные) аккумуляторы. И это, между прочим, один из плюсов недорогих камер, помимо повсеместно распространенного формата аккумуляторов. А плюсом более "продвинутых цифромыльниц" является то, что их аккумуляторы более компактны и обладают высокой емкостью. То, что они имеют нестандартный, не универсальный формат недостатком считать вряд ли все-таки следует, ибо внутри модельной линейки каждой компании-производителя аккумуляторы жестко стандартизированы. То есть к своей камере, которой уже не первый год от роду, аккумулятор можно подобрать без большого труда - если камера эта носит имя известного производителя (Canon, Nikon, Sony и так далее).

Следующая причина повышения стоимости компактных камер - уменьшение размеров корпуса до рекордных величин при одновременном увеличении размера матрицы ЖК экрана и применении в конструкции фотоаппарата высокопрочного легкого металла (обычно это магниевый сплав). Посмотрите сами - крошечные камеры от Sony, Olympus, Canon сделаны сплошь из металла. Дисплеи покрывают практически всю тыльную часть корпуса фотоаппарата. А оптического видоискателя здесь не найти... Еще один плюс бюджетных фотоаппаратов? Да, наверное. Но в ультракомпактный корпус телескопический видоискатель, такой, чтобы с ним можно было реально работать, встроить невозможно в принципе. Поэтому во всех ультракомпактных камерах в качестве видоискателя используется только жидкокристаллический дисплей.

О не столь явных отличиях поговорим ниже. А сейчас обратимся к следующему классу фотосъемочной аппаратуры - к камерам для энтузиастов. Их еще называют "просьюмерками" (от Professional Consumer, можно вольно перевести как "профессиональный потребитель"). Просьюмерки - это большие цифровые камеры с жестковстроенной (несменной) оптикой, сенсорами больших размеров, развитой автоматикой, наличием ручных режимов (в том числе и ручной фокусировки), но при полном отсутствии оптического видоискателя. Вместо телескопического или зеркального видоискателя в этих камерах используются большой внешний и маленький внутренний (встроенный в окуляр) дисплеи. По одному можно ориентироваться или строить кадр на некотором расстоянии от камеры, по другому - прильнув к окуляру, как в случае с зеркальным или классическим дальномерным фотоаппаратом.

Ярчайший пример отличной просьюмерки - камера Sony DSC-R1. Очень хороший фотоаппарат. Но... Это снова этакий цифровой бронтозавр, представитель вымирающего класса фотоаппаратуры. Да, да, едва появившись, прожив бурную жизнь, полную новаций, открытий, стремительного роста, просьюмерки уступают дорогу зеркальным камерам.

Это неизбежный процесс. Пленочная фототехника совершенствовалась почти двести лет и пришла к оптимальным формам - к зеркальной оптической схеме и тем пропорциям, которые мы прекрасно знаем по профессиональным фотоаппаратам Canon, Nikon, Minolta. И цифровая съемочная техника пройдя короткий путь эксперимента с формой корпуса, с эргономикой кнопок и дисков управления, возвращается к проверенным решениям. Все идет к тому, что на рынке останутся только компактные "мыльницы" (которые все же достаточно разнообразны и по форме корпуса и по техническим решениям) и близкие к классическим пропорциям зеркальные камеры.

Чем хорош зеркальный фотоаппарат и в чем его минусы? Для неискушенного фотолюбителя эти особенности могут быть неочевидными. Тем не менее то, что может зеркальная камера, компакту не по силам в принципе. Речь о магической аббревиатуре ГРИП - о глубине резко изображаемого пространства. А также о связанной с ним ручной фокусировке объектива...

Вспомните хороший портрет работы известного фотохудожника. Что отличает его в первую очередь? Выделение резкостью глаз и легкое "размытие" второстепенных деталей - волос, ушей и тем более фона. Это и есть эффект воздействия ГРИП. Использовать этот прием можно только отключив автофокус, полностью открыв диафрагму объектива и подбирая экспозицию установкой выдержки затвора. То есть камера работает если не в полностью ручном, то хотя бы в полуавтоматическом режиме, а автофокусировка отключается вовсе.

Но не ГРИПом единым жива творческая фотография. Зеркальный видоискатель позволяет очень точно строить кадр, поскольку наш глаз видит ровно то, что отображается на поверхности светочувствительного сенсора. Зеркальная камера работает очень быстро, досадные задержки между двумя нажатиями на спусковую кнопку затвора отсутствуют в принципе (на самом деле просто очень малы). Владельцы "цифромыльниц" знают, какая это неприятная штука - длительная задержка между кадрами. Задержками страдают даже дорогие просьюмерки. К примеру, у той же Sony DSC-R1 при сохранении кадров в RAW (особый некомпрессированный формат графического файла, который используется профессионалами для корректировки параметров изображения на компьютере) задержка может составлять до 10 с. Сенсоры зеркальных камер имеют самые большие физические размеры - они в 1,6-1,5 раза меньше стандартного кадрового окна пленочной камеры (24х36 мм). Чем больше физический размер сенсора, тем выше качество снимка.

Наконец, с зеркальной камерой можно использовать весь парк сменной оптики, что выпущен ведущими компаниями мира за десятилетия производства пленочных зеркальных фотоаппаратов.


А недостатки? Их тоже хватает. Первое - цена. Самая дешевая цифровая "зеркалка" стоит около 600 долларов. Второе - дисплей зеркальной камеры не работает в качестве видоискателя (примечание: информация устарела, в современных зеркальных фотоаппаратах есть такой режим). На ЖК экране можно только просмотреть уже отснятые кадры. Третье - зеркальная камера не умеет снимать видео (информация устарела, уже умеет). И четвертое, едва ли не самое главное... Сенсор зеркального фотоаппарата со сменной оптикой может быть засорен пылью. Удалить эту пыль самостоятельно очень сложно. Элементы светочувствительной матрицы имеют микронные размеры. Крошечная пылинка закрывает сразу несколько десятков ячеек, соответственно, выводя из строя несколько десятков пикселей.

В дорогих (и не очень) камерах используются схемы ультразвукового стряхивания пыли с поверхности сенсора (например, в зеркальных камерах Olympus). Все камеры имеют специальный режим очистки сенсора, когда зеркало поднимается и удерживается до выключения камеры. В этот момент с камеры снимают объектив и сдувают пыль специальной резиновой грушей или посредством баллона со сжатым воздухом. Но, как показывает практика, полное обеспыливание сенсора возможно только в условиях хорошо оснащенной мастерской...

Помимо описанных групп цифровой фототехники особняком стоят фотоаппараты профессиональные. Они классифицируются по собственным правилам, рассматривать которые мы здесь не будем... Проще всего ориентироваться по стоимости. Любительская аппаратура - зеркальный фотоаппарат с "китовым" объективом (с самым простым объективом-трансфокатором) - стоит от 600 до 1200 долларов. Профессиональные камеры - от 1500 и до 30 и более тысяч долларов. Но тут же заметим, что оснащенность современных любительских "зеркалок" равна оснащенности профессиональных цифровых фотоаппаратов 6-7-летней давности. То есть совершенствуется профессиональная аппаратура, а вместе с ней совершенствуется и аппаратура любительская, перенимая у профессиональной все ее недавние достижения и технологии.

Детально говорить о профессиональной технике смысла нет, поскольку это отдельная и совершенно самостоятельная тема. Здесь же отметим лишь наиболее характерные особенности подобных камер.

Профессиональные фотоаппараты оснащаются сенсорами с большими физическими размерами - до 24х36 мм, то есть полностью совпадающих с размерами малоформатного пленочного кадра. Это позволяет использовать весь парк сменной оптики без учета кроп-фактора (увеличения фокусного расстояния объектива из-за уменьшения физических размеров сенсора). В любительских камерах стандартный 50-мм объектив имеет фокусное расстояние либо 75, либо 80 мм для сенсоров с кроп-фактором 1,5 и 1,6 соответственно. То есть вместо хорошего нормального объектива получается "портретник" и даже "телевик". Наибольшие проблемы в связи с этим вызывает применение широкоугольной оптики - профессиональные камеры этих трудностей лишены.

Есть в профессиональном фотообиходе такое понятие, как ресурс камеры. Эта весьма субъективная и приблизительная характеристика пришла из области пленочной аппаратуры. Ранее считалось, что зеркальная пленочная камера любительского уровня (с пластмассовым фильмовым каналом, электромотором, ламельным металлическим затвором, автофокусом) имела ресурс примерно в 20-30 тысяч кадров. То есть жизнь камеры до ее износа ограничивалась съемкой от 600, до 1000 36-кадровых пленок... Скажете, мало? Но многие ли из нас, у кого были (и есть) пленочные Nikon, Canon, Olympus или Minolta сталкивались с тем, что камера рассыпалась от старости? Думается, очень немногие.
Так вот, профессиональные пленочные камеры имеют ресурс на порядок выше - до 100 тысяч кадров. К подобным камерам можно отнести в полном смысле великий механический фотоаппарат Nikon FM2. Ну а камеры Nikon F3 и дальномерные фотоаппараты Leica имели фантастическую долговечность в несколько сотен тысяч кадров.

Каков ресурс современных цифровых профессиональных "зеркалок", сказать трудно. Износ пленочной камеры определялся больше изнашиванием затвора и механизма транспортировки пленки, того самого узла, который испытывал нешуточные перегрузки (на морозе пленка становилась твердой, в жару прилипала к направляющим и прижимному столику). В цифровой камере пленки нет. Есть затвор, оптика и сенсор. Ресурс затвора очень велик - никак не меньше 100 000 срабатываний. В этом смысле любительские камеры от профессиональных отличаются не столь сильно, как может показаться. А вот сенсор... Его долговечность пока никто не проверял. Цифровые камеры Kodak, выпущенные в начале 90-х годов на основе топовых моделей пленочных камер Nikon, работают до сих пор. Хотя светочувствительность сенсора должна за эти годы (около 14 лет!) снизиться.

Как бы там ни было, но в профессиональной аппаратуре используются металлические корпуса, высокоточные и высоконадежные ламельные затворы. И случаи поломок у этих сложнейших камер крайне редки. Профессиональная техника должна быть безупречной. Иначе - кому она будет нужна? Кому угодно, только не настоящим репортерам и художникам...

В индустрии цифровой съемочной аппаратуры сложилась собственная иерархия брендов. Увы, не все классические марки выжили. Вспыхнула и погасла Minolta, которая сегодня возрождается в образе потрясающей зеркальной камеры Sony Alpha DSLR-A100 (конструкция была куплена японским гигантом Sony у консорциума Konica Minolta). Некоторые могущественные в прошлом компании, вроде Polaroid, просто обанкротились. Но возникли и новые имена, которые раньше отношения к фототехнике не имели - например, Panasonic (торговая марка компании Matsushita).

Совершим краткий экскурс по модельному ряду цифровых фотоаппаратов известнейших мировых производителей. При этом будем иметь в виду, что этот обзор ни в коей мере не может считаться исчерпывающим. В области производства цифровой фототехники работает огромное количество электронных компаний...

Компания Canon. Модельный ряд фотоаппаратов этого крупнейшего мирового производителя прямо-таки поражает. Чего здесь только нет... Заметим, что ведущие компании в области фототехники обычно производят и светочувствительные сенсоры для своей аппаратуры. Они же продают эти сенсоры компаниям-конкурентам. К примеру, в фотоаппаратах Nikon (в зеркальных точно) используются сенсоры производства Sony.

Так вот, все цифровые камеры Canon (говорим только о фото, компания выпускает еще и великолепные видеокамеры) подразделяются на несколько групп. Открывает модельную линейку камеры PowerShot Axxx. Это любительские камеры начального и среднего уровня. Все они отличаются довольно крупными (по меркам компактных цифровых фотоаппаратов) корпусами из пластика, наличием телескопического видоискателя (есть, разумеется, и ЖК дисплей) и питанием от элементов (аккумуляторов) формата АА. Серия A4xx включает четыре модели - A420, А430, А450 и А460 - выполненные в едином конструктиве, имеющем вытянутую форму, и оснащенные 1/3-дюймовыми сенсорами. Отличия в разрешении сенсоров (от 4 мегапикселей у А420, до 5 мегапикселей у А460), в оптике (3-х и 4-х кратные зумы) и в размерах контрольных дисплеев (1,8 дюйма по диагонали у младших моделей и 2 дюйма по диагонали у старших). Это самые простые и самые доступные камеры в семействе Canon, которые, тем не менее, пригодны для занятия творческой фотографией, поскольку наделены полуавтоматическими режимами, и дают превосходные снимки.

Серия PowerShot A5xx, выполненная в более "ухватистом" корпусе, включает в себя три модели - А530, А540 и А550 (до 7 мегапикселей). Отличия примерно такие же, как и в серии А4хх. Серия PowerShot А6хх - это две модели А630 и А640 (разрешение сенсора до 10 мегапикселей). Серия PowerShot А7хх - две модели А700 и А710 (до 7,1 мегапикселей).
Особняком стоят камеры PowerShot S80, как компактное решение в бюджетной линейке. А также камеры G7 (сенсор 10 мегапикселей) и S3 IS (сенсор 6 мегапикселей). Последняя модель PowerShot S3 IS относится к классу просьюмерок.
Компактные камеры среднего класса представлены огромной модельной линейкой Digital IXUS, включающей ни много, ни мало 10 моделей фотоаппаратов. Их отличия - компактный металлический (комбинированный, с применением пластика) корпус, применение фирменных аккумуляторов (внутреннего корпоративного стандарта). При этом некоторые модели не обделены телескопическим видоискателем. Canon Digital IXUS первый ультракомпакт на рынке цифровой фотоаппаратуры. Правда, уже давно не единственный.

С недавних пор любительская цифровая зеркальная камера Canon EOS 400D сменила популярную модель EOS 350D. Помимо этого фотоаппарата компания выпускает еще 4 модели полупрофессиональных и профессиональных зеркальных камер, самая известная из которых EOS-1D Mark II N c 8,5-мегапиксельным сенсором и ресурсом в 200 тысяч кадров.

Компания Canon один из мировых лидеров производства цифровой фотоаппаратуры. В недорогие цифровые камеры она ставит сенсоры CCD собственного производства, а в зеркальные камеры уникальные сенсоры CMOS, также своего производства. И это весьма примечательный факт... Об устройстве сенсоров мы еще поговорим, а сейчас отметим одну характерную особенность этого типа светочувствительных датчиков - они очень стабильны и долговечны. Сенсоры CCD склонны к деградации. Со временем у них понижается чувствительность, снижаются характеристики, выходят из строя отдельные светочувствительные ячейки. Сенсоры CMOS этим порокам не подвержены, осторожно добавим - теоретически. Практика показывает, что зеркальные камеры с сенсорами CMOS и CCD в плане стабильности характеристик друг от друга не отличаются.

Модельный ряд ведущих мировых компаний постоянно меняется. Выходят новые камеры, снимаются с производства старые. Новые фотоаппараты Canon получают сенсоры более высокого разрешения, новые процессоры, новые контрастные, яркие дисплеи. Так что угнаться за всеми новинками очень и очень непросто...

То же самое - существенная коррекция модельного ряда цифровых фотоаппаратов - происходит и в другой великой компании мира, известной своими выдающимися во всех отношениями камерами. Речь о Nikon, имя которой давно стало символом надежности и качества.

Nikon, как и ее могущественный конкурент Canon, выпускает полный спектр моделей фотосъемочной аппаратуры, начиная с простых любительских камер, заканчивая сложнейшими моделями для профессионалов.

Модели, предназначенные для фотолюбителей, Nikon назвал Coolpix. Компактные камеры (цифровые "мыльницы") компания подразделяет на три группы - простую, в которую входят модели Coolpix Lxx, среднего уровня (так называемая "стильная" серия), в которую включены модели Sxx и премиум-класса, в которую входят модели Coolpix Pxxx. "Просьюмерок" Nikon больше не выпускает, сделав основной акцент на производстве зеркальных камер любительского уровня. Ну и само собой разумеется - камеры профессиональные. Здесь у Nikon конкурентов мало (помимо Canon).

Начальная серия Coolpix Lxx - это 7 моделей (на февраль-март 2007 года), начиная с самой дешевой L2 (с 6-мегапиксельным сенсором), заканчивая камерой L12 (с 7,1-мегапиксельным разрешением). Основные особенности серии Lxx - пластмассовый конструктив, применение в качестве носителей информации карт памяти формата SD (Secure Digital), трехкратный объектив-трансфокатор, отсутствие оптического видоискателя (в его роли выступает жидкокристаллический цветной дисплей), большой набор автоматических режимов отработки экспозиции и полное отсутствие ручных режимов. Камеры Nikon Coolpix Lxx - отличный выбор для начинающих фотолюбителей и для людей, стремящихся обладать техникой известнейшего производителя за относительно небольшие деньги.

Средняя группа любительских камер - Nikon Coolpix Sxxx. В этой серии выпускаются 8 компактных моделей, которые значительно отличаются друг от друга (отличий больше, чем в серии Lxx). Модельный ряд открывается камерой S5. Это ультракомпакт в тонком металлическом корпусе, с оптикой особого устройства (оправа объектива не выступает за пределы корпуса), с ЖК-дисплеем в качестве видоискателя.

Весьма любопытна 6-мегапиксельная модель S10, выполненная в поворотном конструктиве, некогда "любимом" компанией Nikon. Корпус камеры разделен на две части соединенных вертикальным шарниром. Объективная половинка может поворачиваться относительно основной, что позволяет снимать под разными углами и с разных ракурсов.

Старшая модель линейки S500 оснащена мощным трансфокатором, оправа которого выступает за пределы корпуса камеры, и 7,1-мегапиксельным сенсором.

Камеры модельного ряда Coolpix Sxxx годятся и для начинающего фотолюбителя, и для фотографа-любителя средней квалификации. А для поездок и путешествий эти камеры просто незаменимы, поскольку предельно компактны, прочны и позволяют добиться высокого качества карточек.

Модельная линейка Nikon Coolpix Pxxx - всего три камеры. Но какие камеры! Самая младшая P4 наделена сенсором с разрешением в 8,1-мегапикселя, мощной оптикой и традиционным (позаимствованным в части эргономики у пленочных камер) корпусом. Отличный инструмент для творчества, поскольку здесь есть и оптическая стабилизация объектива (защита от непроизвольных смещений и дрожания рук), и режим приоритета диафрагмы (можно вручную выбрать выдержку), и отличная оптика.

Еще интересней P3. Несмотря на младший индекс, она чуть совершенней модели P4, поскольку обладает встроенным беспроводным адаптером Wi-Fi (остальные характеристики те же). Что это дает фотографу? Возможность переписывать снимки на компьютер, печатать, обмениваться снимками с другими портативными устройствами без кабельного подключения. Уникальная функция, которую трудно переоценить.

Наконец, модель Coolpix P5000. Самый совершенный компакт от Nikon, оснащенный 10-мегапиксельным сенсором, 3,5-кратным зумом с оптической стабилизацией, набором автоматических и ручным режимами установки экспозиции, обладающий рекордным для компактных камер быстродействием. Камеру P5000 можно смело назвать наследницей просьюмерок Nikon, которая будет полезна и обычному, и "профессиональному" фотолюбителю (есть такой условный термин в области фотодела).

Зеркальные камеры Nikon - особая тема. Моделей истинно любительского класса всего три - D40, D50 и D70s (остальные модели полупрофессионального и профессионального уровня, их мы рассматривать не будем из-за высокой стоимости и их недвусмысленного назначения). Nikon D40 - самая доступная зеркальная камера для фотолюбителей, оснащенная полноразмерным сенсором формата APS (то есть уменьшенным в 1,5 раза по сравнению со стандартным кадровым окном пленочной камеры). По сравнению с камерой D50 у младшей модели нет целого ряда вспомогательных механизмов и упрощен сам фотоаппарат. К примеру, в этой камере нет кнопки закрытия диафрагмы для оценки ГРИП (глубины резкого изображения). В корпус камеры не встроен мотор привода автофокусировки - поэтому с камерой в режиме автофокуса работают только специальные объективы со встроенным мотором. Уменьшено количество датчиков (до 3-х) в сенсоре автофокуса. Nikon D40 оснащается 6-мегапиксельным CCD сенсором производства Sony, а новейшая модификация D40x - 10-мегапиксельной матрицей.

Камера D50 занимает в этом ряду среднее положение. От D40 ее отличают более крупные размеры и наличие второго монохромного дисплея на верхней панели фотоаппарата (плюс уже отмеченные отличия). А от D70s - применение карт памяти SD вместо Compact Flash и отсутствие защиты контрольного дисплея специальной крышкой. В D50 и D70s встраиваются 6-мегапиксельные сенсоры CCD (тоже производства Sony).

Из пятерки ведущих мировых производителей пленочной аппаратуры в цифровую эпоху на плаву остались четыре - Canon, Nikon, Pentax и Olympus. Для российских фотолюбителей особый интерес представляет Olympus, поскольку эта компания помимо великолепных цифровых компактов выпускает доступные по цене цифровые зеркальные фотоаппараты.

Эти камеры (самый яркий пример Olympus E-300 и E-400) отличаются от цифровых зеркальных камер других производителей тем, что компания Olympus отказалась от совместимости фотоаппаратов с оптикой для пленочных камер своего производства - в этих зеркалках используется "своя", ни с чем более несовместимая оптика. Причина такого решения - в применении сенсора формата 4/3 дюйма (то есть 22,5 мм по диагонали). Это вдвое меньше диагонали 35-мм узкопленочного кадра. Следовательно, применение оптики от пленочных камер Olympus возможно только с учетом двукратного увеличения фокусного расстояния объективов (кроп-фактор), что зачастую вряд ли приемлемо.

Марка камеры значение, конечно, имеет. Но не менее важны и характеристики конкретной модели.

Еще три легендарных Никона:
Nikon F4
Nikon F501 AF
Nikon F5

Современные фотоаппараты можно классифицировать по самым различным признакам.

Классификация фотоаппаратов по типу используемого светочувствительного материала. Фотоаппараты можно подразделить на следующие группы: пленочные классические, пленочные специальные, пленочные усовершенствованные (системы APS); системы Polaroid; цифровые.

Пленочные классические фотоаппараты в настоящее время являются самыми распространенными. Принцип получения фотоснимков с помощью этих фотоаппаратов состоит в том, что фотографируемый объект посредством объектива фотоаппарата проецируется в уменьшенном виде на заряженную в аппарат фотопленку.

В зависимости от ширины используемой пленки классические пленочные фотоаппараты подразделяют на 16-, 35- и 60-миллиметровые. Самое широкое распространение получили фотоаппараты, в которых используется пленка шириной 35 мм. Длина фотопленки рассчитана на получение 12, 24, 36 кадров стандартного формата 24 х 36 мм. 35-миллиметровые фотоаппараты, имеющие формат кадрового окна 18 х 24, называются полуформатными. Они позволяют получить на фотопленке удвоенное число кадров: 24, 48 или 72. Фотоаппараты, в которых используется пленка шириной 61,5 мм, распространены сравнительно мало. В основном они пользуются спросом у профессионалов, так как обеспечивают более высокое качество получаемой фотографии.

В зависимости от уровня основных функциональных свойств пленочные классические фотоаппараты подразделяются на три класса: простой, средний и высокий (профессиональный).

Фотоаппараты простого класса отвечают требованиям начинающих фотолюбителей. К ним относятся фотоаппараты типа «навел-и-снял» (point-and-shoot cameras). Аппараты простого класса оснащены несъемными широкоугольными объективами с небольшой светосилой (относительное отверстие обычно 1 х 4 или 1 х 5,6), Имеют центральный затвор или затвор-диафрагму, узкий диапазон автоматических выдержек (от 1/30 до 1/250 с), компактны и обеспечивают получение изображения удовлетворительного качества. Самые дешевые камеры обычно имеют одну фиксированную выдержку 1/250 с) и несколько фиксированных значений диафрагмы:

    для съемки с фотовспышкой;

    для пленок чувствительностью 100/200 ISO;

    для пленок чувствительностью 400 ISO.

Управление такими фотоаппаратами максимально автоматизировано, что позволяет работать с ними начинающим фотолюбителям. В некоторых фотоаппаратах этого класса устанавливается автоматическая экспонометрическая система, действующая по методу интегрального измерения освещенности объекта съемки. Выдержка и диафрагма при этом устанавливаются автоматически.

Эти фотоаппараты пригодны для проведения простых видов съемки (групп людей, пейзажей, архитектурных ансамблей) при хорошем освещении. Они не предназначены для сложных видов съемок: портретов, быстро движущихся объектов крупным планом, макросъемки. Фотоаппараты простого класса недороги и занимают значительную долю (примерно 70 %) в ассортименте фотоаппаратов. К ним относятся и одноразовые фотоаппараты, не допускающие перезарядку пленки, предназначенные как для обычной, так и ряда специализированных съемок: подводных, спортивных, панорамных.

35-миллиметровые компактные аппараты одноразового использования, в которых рулон пленки установлен заранее, позволяют отснять нечетное число кадров - 15 или 27. Однако при всем их удобстве они не обеспечивают уровня автоматизации, универсальности и качества отпечатков, присущих моделям, допускающим перезарядку пленки. В них отсутствует электрический привод системы перевода кадров, они снабжены жестко встроенными объективами, сфокусированными на гиперфокальное расстояние, большинство их не оснащено встроенной вспышкой. Линзы объективов изготавливаются из пластмассы.

Фотоаппараты среднего класса отвечают требованиям фотолюбителей, уже имеющих определенную подготовку и опыт, и характеризуются более высокими потребительскими свойствами. Они комплектуются, как правило, съемными светосильными объективами, преимущественно имеют шторно-щелевой затвор, более широкий, чем аппараты простого класса, диапазон автоматических выдержек (до У500 с), обеспечивают возможность съемки при недостаточном освещении, быстро движущихся объектов крупным планом, макросъемки, а также создания портретов.

К ним относятся и компактные фотоаппараты типа «навел-и-снял» с зум-объективом и центральным затвором.

Фотоаппараты высокого класса отвечают требованиям фотографов-профессионалов. К ним относятся многофункциональные 35- и 60-миллиметровые зеркальные фотоаппараты, позволяющие проводить все виды фотосъемки и получать негативы и слайды высокого качества. Они оснащаются съемными светосильными зум-объективами, имеют широкий диапазон выдержек (от установки «вручную» до отрабатываемых автоматически 1/2000 с и менее). В этих фотоаппаратах устанавливается автоматическая (отключаемая) экспонометрическая система, работающая по локальному или многозональному методу измерения яркости объекта съемки, сложная система автоматической фокусировки (по «системе искусственного интеллекта», системе управления глазом eye control).

Некоторые профессиональные зеркальные фотоаппараты имеют сменный задний магазин (адаптер), позволяющий получать снимки следующих форматов:

– в 35-миллиметровых фотоаппаратах - стандартные негативы размерами 24 х 36 мм или панорамного формата 24 х 58 мм;

– в 60-миллиметровых фотоаппаратах - негативы размерами 6 х 4,5; 6 x 6; 6 x 7; 6 x 8; 6 x 9 см.

К пленочным специальным фотоаппаратам относятся стереоскопические и панорамные фотоаппараты. Они занимают в ассортименте фотоаппаратов очень незначительную долю (0,5%).

Стереоскопические фотоаппараты предназначены для получения объемных изображений. Они делятся в зависимости от принципа получения объемного (стереоскопического) изображения на два типа: двух- и четырехобъективные. В двух-объективном стереоскопическом фотоаппарате получаются два незначительно отличающихся друг от друга изображения объекта. Стереоэффект (ощущение объемного изображения) создается при просмотре снимков с помощью стереоскопа (просмотрового устройства) или специальных очков.

В четырехобъективном стереоскопическом фотоаппарате на половине кадра фотопленки шириной 35 мм получается 4 незначительно отличающихся друг от друга изображения. Пространственный эффект достигается при централизованной обработке в специальных лабораториях, где эти четыре изображения соединяются в одно с помощью линзового растра. Это позволяет каждому глазу видеть свою часть изображения, благодаря чему стереоэффект создается без специальных очков, просмотровых устройств или каких-либо других приспособлений.

Панорамные пленочные фотоаппараты позволяют получать кадр удлиненной формы. Предназначены они для съемки с широким углом (около 120°) охвата объектов (пейзажей, интерьеров, архитектурных ансамблей). Формат кадра зависит от принципа работы фотоаппарата.

Самыми распространенными являются аппараты, в которых объектив поворачивается в момент экспонирования, и аппараты с панорамными головками, позволяющими поворачивать весь аппарат.

В первом случае диафрагма устанавливается обычным способом, а выдержка определяется скоростью поворота объектива. Экспонирование осуществляется через узкую щель за объективом, при этом на стандартной фотопленке шириной 35 мм получается изображение форматом 24 х 58 мм.

В панорамных фотоаппаратах второго типа поворот всего корпуса, установленного на неподвижном штативе, происходит одновременно с перемещением пленки в фокальной плоскости. Диафрагма устанавливается обычным способом, а выдержка определяется шириной щели, расположенной за объективом. Фотоаппараты с панорамными головками выпускаются для фотопленок шириной 35 и 60 мм. Они позволяют охватывать при экспонировании угол 360°, при этом ширина изображения на фотопленке шириной 35 мм равна 16 см, на 60-миллиметровой - 38 см.

Пленочные усовершенствованные фотоаппараты системы APS (advanced photo system - усовершенствованная фотографическая система) появились на рынке в 1996 г., но пока не получили широкого распространения. В фотоаппаратах системы APS применяется новая фотопленка шириной 24 мм с магнитным слоем для записи информации о дате, времени, номере кадра, условиях съемки, экспозиции, формате кадра и другой информации IX (information exchange). В них используются специальные компактные кассеты, что позволило производителям не только уменьшить размеры фотоаппаратов, но и существенно упростить процесс зарядки пленки, улучшить качество ее лабораторной обработки, сделать более удобным процесс хранения негативов (в кассете).

Фотопленку, предназначенную для фотоаппаратов системы APS можно отличить по обозначению advantix IX или IX 240. В отличие от фотопленок для обычных пленочных 35-миллиметровых фотоаппаратов длина пленки для фотоаппаратов системы APS рассчитана на получение 15, 25 или 40 кадров стандартного формата 16,7 х 30,2 мм.

В связи с тем что негатив остается в кассете, выбор кадров для последующей печати осуществляется по «индексному отпечатку». Он выдается фотолабораторией вместе с обработанной в кассете пленкой и представляет собой фотографию (обычно форматом 10 х 17 см), выполненную методом цифрового сканирования, на которой содержатся миниатюрные контрольные отпечатки всех кадров отснятой пленки. Индексный отпечаток имеет тот же идентификационный номер, что и кассета APS.

Чем больше кадров на пленке, тем более миниатюрными становятся изображения на индексном отпечатке.

Фотоаппараты системы Polaroid по конструкции значительно отличаются от пленочных фотоаппаратов и позволяют получать цветные позитивные изображения практически через 2... 3 мин после съемки в результате обработки специальных многослойных фотоматериалов непосредственно в фотоаппарате. В основе работы фотоаппаратов Polaroid лежит принцип одноступенчатого процесса получения фотоснимков. По этому принципу объединяются операции экспонирования фотоматериала и получения готового отпечатка без традиционных трудоемких операций обработки негативного материала и непосредственной печати. Одноступенчатый процесс осуществляется в специальных фотокомплектах: 600 plus (размер получаемого изображения 8x8 см), image (размеры изображения 9,1x7,4 см), Polaroid vision 95 (размеры изображения 7,3x5,4 см).

Мгновенная технология получения фотоснимков имеет два основных достоинства:

появление фотоснимка сразу же после съемки;

конфиденциальность (возможность не посвящать в содержание своих фотокомпозиций посторонних людей, что неизбежно при проявлении пленки и печати снимков в фотолаборатории).

Наряду с этим одноступенчатому способу получения фотоснимка присущ ряд недостатков, в частности:

сравнительная громоздкость фотоаппаратов Polaroid;

постоянство формата и небольшой размер получаемого изображения (максимальный размер изображения, получаемого на самом крупном фотокомплекте image, почти в 2 раза меньше, чем наиболее распространенный размер снимка, получаемого по традиционной технологии (10x15 см);

квадратный формат фотокомплекта 600 plus, используемый во многих фотокамерах Polaroid, неудобен для композиционного построения снимка (его трудно заполнить основным объектом съемки, в кадр попадают второстепенные отвлекающие детали);

сложность увеличения и тиражирования снимков;

невысокое качество снимков (из-за большой чувствительности фотоматериалов к контрастному освещению снимаемых объектов);

малая допустимая погрешность экспозиции (из-за малой фотографической широты материала).

Доля фотоаппаратов Polaroid в ассортименте невелика: 10 моделей, в том числе таких, как Polaroid 636 close up, Impulse portrait, Polaroid vision date plus. Последняя модель является единственной среди фотоаппаратов Polaroid с зеркальной камерой. Одно из ее преимуществ - возможность точно компоновать снимок. Эти фотоаппараты относятся к фотоаппаратам простого класса.

Цифровые фотоаппараты в отличие от других регистрируют изображение не на пленку, а на матрицу светочувствительных элементов (матрицу ПЗС). Цифровые фотоаппараты впервые появились на рынке в 1996 г. и в настоящее время только начинают его завоевывать. В цифровых фотоаппаратах визуальная информация преобразуется в последовательные электрические импульсы в цифровой форме. Получаемое с их помощью изображение по качеству уступает традиционному фотографическому. Для сохранения снимков в цифровых фотоаппаратах используют два вида памяти: постоянную и сменную.

В моделях с постоянной памятью запоминающее устройство встроено в фотоаппарат. В моделях со сменной памятью фотоизображения сохраняются на твердотельных картах памяти. В цифровых фотоаппаратах в настоящее время используются три вида карт памяти. Наиболее распространенными являются карты памяти compact flash (CF). Они используются в цифровых фотоаппаратах фирмы Kodak. Каждый вид карт выпускается с различной емкостью в диапазоне 2...48 Мбайт. Одной карты памяти compact flash емкостью 4 Мбайт хватает для хранения 10... 50 фотографий в зависимости от заложенного при съемке разрешения.

Цифровые фотоаппараты по внешнему виду аналогичны пленочным. Визирование в большинстве цифровых фотоаппаратов осуществляется по цветному жидкокристаллическому дисплею, который может быть использован также как устройство просмотра снимков и в качестве панели управления режимами фотоаппарата. В связи с тем что для осуществления записи изображения в память цифрового фотоаппарата требуется в среднем 5... 10 с, фотоаппараты этого типа не позволяют снимать быстропротекающие процессы.

Из цифровых фотоаппаратов можно непосредственно с помощью специальной программы произвести загрузку фотоизображений в компьютер для их сохранения в виде цифровых файлов или последующих операций корректировки изображения, ввода различной текстовой информации или вывести фотоизображения на экран телевизора.

Специальные компьютерные программы (Adobe Photoshop, Adobe Photo Deluxe, LivePix Deluxe, Kodak Picture Easy) позволяют осуществлять операции ретуширования фотоизображений (исправлять «красные глаза», разглаживать морщины, убирать различного рода пятна и полосы, корректировать цвета, делать снимки светлее или темнее), изменять размеры отпечатка или отображаемого кадра, пропорции снимка, исправлять композиционные ошибки, изменять цвета, текстуру, заменять фон, увеличивать или уменьшать размеры отдельных фрагментов, превращать снимки в поздравительные открытки, календари, декоративно оформлять снимки, производить архивирование (создавать цифровые «альбомы»), дают возможность работать с электронной почтой и осуществлять вывод изображений на печать.

По уровню потребительских свойств цифровые фотоаппараты делятся на фотоаппараты простого и среднего класса.

К цифровым фотоаппаратам простого класса относятся компактные фотоаппараты с жестко встроенным объективом, с фиксированной фокусировкой.

К цифровым фотоаппаратам среднего класса относятся фотоаппараты, оснащенные зум-объективом и системой автофокусировки.

Классификация по способу фокусировки. Все фотоаппараты делятся следующим образом: с фиксированной фокусировкой (фикс-фокусные); с ручной фокусировкой; с автоматизированной фокусировкой.

Классификация по типу встроенного объектива. Компактные незеркальные фотоаппараты подразделяются на фотоаппараты, оснащенные объективом с неизменным фокусным расстоянием, и фотоаппараты, оснащенныеобъективом с неизменным фокусным расстоянием (зум-объективом).

Классификация по степени автоматизации . В зависимости от степени автоматизации процессов выбора и установки экспозиционных параметров (выдержки и диафрагмы) фотоаппараты можно подразделить на неавтоматические, полуавтоматические и автоматические.

К неавтоматическим относят модели фотоаппаратов без экспо-нометрических устройств или со встроенным автономным экспоно-метрическим устройством, не связанным с органами управления экспозицией (выдержками затвора и диафрагмой объектива).

Параметры экспозиции в таких фотоаппаратах выбираются самим фотографом на основе показаний экспонометра или имеющегося опыта и устанавливаются им вручную.

Свободный выбор и установка диафрагмы и выдержки в определенном диапазоне дает возможность опытному и профессиональному фотографу с учетом природы объекта съемки, а также авторской интерпретации сюжета изменять глубину резкости изображаемого пространства, влиять на качество передачи любого перемещения объекта, исключить «смаз» изображения при съемке движущихся объектов, а также вследствие неизбежного небольшого смещения фотоаппарата при нажатии спусковой кнопки, если съемка ведется «с рук».

Неавтоматические фотоаппараты в настоящее время практически не выпускаются.

К полуавтоматическим относят фотоаппараты, в которых экс-понометрическое устройство функционально связано с органами ручного управления экспозицией.

В полуавтоматических фотоаппаратах в поле зрения видоискателя размещен индикатор правильной экспозиции (стрелочный или светодиодный). Фотограф заранее устанавливает предпочтительную для данного вида съемки диафрагму (или выдержку), а затем, ориентируясь на показания индикатора, подбирает выдержку (или диафрагму), поворачивая лимб установки выдержки (или установочное кольцо диафрагмы) до тех пор, пока индикатор не покажет, что экспозиция установлена правильно.

При правильном определении экспозиции в окне видоискателя наблюдается совпадение двух стрелок (стрелочный индикатор) или изменение цвета свечения светодиода с красного на зеленый (светодиодный индикатор).

Полуавтоматические фотоаппараты отличаются большим удобством и оперативностью в работе, так как позволяют, не отрывая глаз от окуляра видоискателя, подобрать необходимую пару «выдержка - диафрагма».

В автоматических фотоаппаратах экспонометрическое устройство при нажатии спусковой кнопки учитывает светочувствительность пленки, освещенность объекта съемки, автоматически определяет и устанавливает экспозиционные параметры.

Автоматические фотоаппараты бывают однопрограммными и многопрограммными.

Однопрограммными автоматическими фотоаппаратами называются фотоаппараты, экспонометрическое устройство которых автоматически устанавливает выдержку и диафрагму. Они наиболее просты по конструкции и работают по одной заложенной в них жесткой программе, по которой каждому значению яркости объекта и светочувствительности фотопленки соответствует лишь одно сочетание «выдержка-диафрагма». Такие фотоаппараты относятся к фотоаппаратам простого класса и рассчитаны на начинающих и невзыскательных фотографов.

В многопрограммных автоматических фотоаппаратах выдержка и диафрагма устанавливаются автоматически по одной из программ, выбранных в соответствии с сюжетом съемки. Большинство таких фотоаппаратов позволяет фотографу выбирать необходимые выдержку и диафрагму в зависимости от сюжета и условий съемки: переходить с автоматического управления на ручное либо автоматически установить один из экспозиционных параметров (выдержку или диафрагму) в зависимости от заданного фотографом другого экспозиционного параметра (диафрагмы или выдержки). Многопрограммные автоматические фотоаппараты обычно имеют следующие режимы управления экспозицией: автоматический; приоритет диафрагмы; приоритет выдержки; ручной режим; режим экспокоррекции.

В автоматическом режиме фотоаппаратом автоматически отрабатывается выдержка и диафрагма согласно одной из программ, выбранной фотографом с помощью специального переключателя. Многопрограммные автоматические фотоаппараты, как правило, имеют следующие программы автоматического управления экс-: позицией: «полный автомат», «портрет», «пейзаж», «спорт», «ночная съемка».

«Полный автомат» (full auto) - программа управления экспозицией, которая обеспечивает автоматическое определение и отработку экспозиции, включение фотовспышки, фокусировку изображения и т.д.

«Портрет» - программа автоматической установки максимально; открытой диафрагмы: за счет максимальной диафрагмы уменьшается глубина резкости изображаемого пространства в плоскости объекта съемки, вследствие чего задний план становится размытым и тем самым подчеркивается четко сфокусированный объект съемки. В некоторых моделях выбор режима «портрет» сопровождается автоматической установкой режима принудительного включения вспышки.

«Пейзаж» (picnic) - программа, предназначенная для съемки разноплановых объектов. В этом режиме объектив автоматически выставляется на гиперфокальное расстояние. При этом минимальная диафрагма максимально увеличивает глубину резкости изображаемого пространства, вследствие чего задний и передний планы передаются с практически одинаковой резкостью.

«Спорт» (sports mode) - программа съемки динамичных сюжетов. Она позволяет в автоматическом режиме осуществлять съемку быстро движущихся объектов (например, спортивных соревнований). Эта программа в моделях фотоаппаратов высокого класса реализуется путем автоматического уменьшения выдержки до 1 /1000 с.

Очень часто фотографы используют программу «спорт» для съемки брызг воды у водопада, искр, взлетающих над костром или рассыпающихся при разливке металлов, а также при ярком освещении объекта съемки (например, в солнечную погоду на море или на снегу).

«Ночная съемка» (night scene, night, night flash, night portrait) - программа синхронизации вспышки с длительной выдержкой (slow shutter speed synchro) - предназначена для съемки при низкой освещенности. Эта программа реализуется путем применения вспышки с выдержкой, значительно превышающей обычно используемую. При этом устанавливается баланс яркости освещенного вспышкой объекта на переднем плане и тусклого фона.

В моделях автоматических фотоаппаратов, в которых имеется режим приоритета выдержки, фотограф самостоятельно задает выдержку, а диафрагма автоматически устанавливается в момент экспонирования на основании измерений экспонометра.

Режим приоритета диафрагмы дает возможность фотографу устанавливать необходимую диафрагму; выдержка при этом устанавливается автоматически.

Автоматические фотоаппараты высокого класса позволяют переходить с автоматического режима на ручной.

Во многих моделях фотоаппаратов имеется режим экспопамять, который дает возможность фиксировать определенное показание экспонометра и держать его в памяти автоматики, чтобы обеспечить эту экспозицию даже при изменившихся условиях освещения или иной композиции кадра.

Классификация по типу видоискателя. По типу видоискателя (способу компоновки кадра) фотоаппараты бывают с телескопическим, зеркальным видоискателем или жидкокристаллическим дисплеем.

Телескопический видоискатель располагается несколько выше и (или) в стороне от съемочного объектива и дает прямое и уменьшенное изображение. Несовпадение оптической оси видоискателя с оптической осью съемочного объектива приводит к тому, что границы видимого кадра не полностью совпадают с изображением, формируемым объективом на светочувствительном материале (явление параллакса), т.е. изображение сцены на светочувствительном материале может заметно отличаться от того, что видит фотограф в момент съемки через видоискатель. При съемке бесконечно удаленных объектов параллактическая ошибка практически отсутствует, но появляется и возрастает по мере сокращения расстояния до объекта съемки. При съемке с расстояния 1 м и ближе (режим макросъемки) изображение объекта в полученном кадре может оказаться смещенным в сторону или даже урезанным, в связи с этим фотографу приходится учитывать параллактическую ошибку при компоновке кадра.

Для компенсации ошибки визирования за счет параллакса при съемке с близкого расстояния или больших фокусных расстояниях во многих современных фотоаппаратах применяются параллактические отметки в виде набора линий или угловых скобок, наблюдаемых в поле зрения видоискателя. Более сложные телескопические видоискатели имеют перемещающуюся рамку, автоматически компенсирующую параллакс при съемке с любого расстояния.

Фотоаппараты с зеркальным (перископическим) видоискателем обеспечивают точный контроль границ снимаемого кадра: на матовом стекле видоискателя получается изображение объекта съемки в масштабе, близком к масштабу изображения на светочувствительном материале. Поскольку объектив аппарата является одним из компонентов зеркального видоискателя, параллакс отсутствует.

Зеркальные фотоаппараты с беспараллаксным видоискателем дают возможность осуществлять микро-, макро- и репродукционные съемки с использованием сменных объективов и приспособлений.

Зеркальный видоискатель может иметь шахтную или призматическую конструкцию. Недостатком зеркального видоискателя шахтной конструкции является получение на матовом стекле зеркально перевернутого изображения и вследствие этого трудность «удержания» в видоискателе движущегося объекта (фотограф начинает перемещать камеру в направлении обратном тому, которое действительно требуется). Зеркальный видоискатель призматической конструкции лишен этого недостатка.

Фотоаппараты с жидкокристаллическими видоискателями являются цифровыми. Причем жидкокристаллический дисплей в них может использоваться не только как видоискатель, но и как устройство для просмотра снимков, а также в качестве панели управления. Жидкокристаллический дисплей является беспарал-лаксным видоискателем, однако имеет следующие существенные недостатки:

изображение плохо просматривается при ярком свете;

его использование резко сокращает срок службы батареек.

Некоторые модели цифровых фотоаппаратов имеют наряду с жидкокристаллическим дисплеем телескопический видоискатель.

Классификация по способу измерения яркости объекта . Фотоаппараты подразделяются на фотоаппараты внешнего измерения и фотоаппараты внутреннего измерения по системе TTL.

В фотоаппаратах внешнего измерения яркости замер экспозиции осуществляется фотоприемником, расположенным на передней панели рядом с объективом. Этой системой замера экспозиции оснащаются фотоаппараты простого и среднего классов. Фотоприемником замеряется интегральная (суммарная) яркость разных объектов, входящих в зону его охвата (горизонтальный угол охвата составляет в среднем 60...70°, вертикальный - 35...50°).

В фотоаппаратах внутреннего измерения по системе TTL (through the lens - через объектив) замер экспозиции осуществляется фотоприемником, расположенным внутри камеры за объективом. Этой системой замера экспозиции оснащаются зеркальные фотоаппараты высокого класса. Такое расположение фотоприемника обеспечивает высокую точность определения экспозиции, так как автоматически исключаются все погрешности, вызванные ошибками в установке диафрагмы, потерями света в объективе, изменением относительного отверстия при пользовании сменными объективами; учитывается влияние кратности светофильтров и других оптических насадок на объектив, а также уменьшение светосилы при выдвижении объектива. К достоинствам системы TTL относится также и то, что измерение экспозиционных параметров производится только для тех частей объекта съемки, которые попадают в кадр.

В зависимости от способа измерения яркости изображения фотоаппараты системы TTL подразделяются на фотоаппараты с локально-интегральным, с локальным и многозональным методами измерения яркости.

В фотоаппаратах с локально-интегральным методом измерения яркости учитывается суммарная яркость с акцентом на центральную часть кадра в связи с тем, что объект съемки чаще всего размещают именно в центральной части кадра, занимающей 30 % его площади. В этой зоне фотоприемником воспринимается около 50... 60 % общей яркости. Причем измеряемая зона несколько смещена от центра вниз, поскольку обычно верхний участок кадра приходится на небо и замер по этому участку может привести к неправильному определению экспозиции.

Фотоаппараты с локальным (точечным) методом измерения яркости позволяют определять экспозицию с максимальной избирательностью: экспонометрическое устройство имеет повышенную чувствительность в центральной части кадра (площадь участка замера экспозиции составляет 2 % площади кадра). Как правило, фотоаппараты с локальным (точечным) методом измерения яркости оснащаются системой запоминания экспозиции (AE-L), так как сюжетно важную часть кадра фотограф не всегда располагает в центре видоискателя.

Фотоаппараты системы TTL с многозональным методом измерения яркости оснащаются экспонометрическим устройством, состоящим из группы фотоприемников, каждый из которых отвечает за определенный участок поля зрения видоискателя. Информация от всех фотоприемников обрабатывается микропроцессором по статистически выведенным закономерностям построения кадра и характеристикам объекта съемки. Вся площадь кадра раз-I делена на зоны. Информация о яркости в каждой зоне поступает в микропроцессор фотоаппарата, которым оцениваются общий уровень яркости, распределение контраста и после сравнения минимальной, средней и максимальной яркостей с яркостью центральной зоны выбирается способ отработки экспозиции: по теням, по светлым участкам, по среднему значению, среднему значению с преобладанием центра или по конкретной зоне.

Этот метод реализован в фотоаппарате NIKON F90X. Он значительно снижает вероятность ошибок фотографа при определении экспозиции.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы