Специальная служба в ходе своей деятельности осуществляет полный цикл госзакупки, начиная от ее планирования, проведения закупочных процедур и заканчивая приемкой товара, работы или услуги, оплатой по контракту, а в случае необходимости — проведением претензионной работы с контрагентом.
Контрактный управляющий с 1 января 2017 года обязан иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования. Этим требованием законодатель ужесточил требования к профессиональному уровню работника, ответственного за осуществление закупок в организации.
Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает КУ. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631. Бюджетное учреждение вправе назначить ответственным за госзакупки больше, чем одного сотрудника и возложить на каждого из них определенные функции и полномочия. Д олжны соблюдаться требования трудового законодательства РФ (письмо Минэкономразвития от 30.09.2014 № Д28и-1889).
Должностные обязанности закрепляются в инструкции. Заказчик вправе для удобства разработать и утвердить положение о такой должности и в нем более детально указать функции и полномочия.
В письме Минэкономразвития от 10.11.2016 № Д28и-2996 уточняется, кто может быть назначен контрактным управляющим по 44-ФЗ — только штатный сотрудник организации. Взять на это должность аутсорсера нельзя!
В работе должностное лицо, которое отвечает за осуществление закупок, руководствуется следующими нормативными документами:
Чтобы назначить ответственного за госзакупки, необходимо издать приказ. Закон не устанавливает никаких требований к этому документу, унифицированная форма не разработана, поэтому составляют его в свободной форме на бланке организации.
В приказе следует сослаться на статью 38 Закона 44-ФЗ, перечислить одного или нескольких сотрудников, которые назначаются на такую должность. Одновременно разрешено утвердить и инструкцию к ней, которая определяет рабочие обязанности.
Должностные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ в бюджетном учреждении заключаются в следующем:
При назначении контрактного управляющего должностные обязанности закрепляют с помощью должностной инструкции.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят в 2013 году. Несмотря на то, что закону в этом году исполняется уже 5 лет, он продолжает оставаться одним из самых актуальных и востребованных. На нашем сайте вы можете найти целый раздел, посвященный как закону ФЗ 44 в целом, так и отдельным его положениям. Всего закон содержит 114 статей, поэтому информации для изучения много.
Для начала необходимо разобраться в понятии контрактной службы по ФЗ 44. Контрактная служба — это группа специалистов, которая отвечает за реализацию всего цикла госзакупок. Порядок ее создания прописан в статье 38 главы 3 об осуществлении закупок закона ФЗ 44.
Вам будет интересно; ФЗ 220 в последней редакции
Если за год объем госзакупок согласно графику составил более 100 млн рублей, заказчик обязан создать контрактную службу. Выделять ее в качестве отдельного структурного подразделения организации закон не обязывает (ч. 1 ст. 38 ФЗ 44).
Последние изменения в законе о службе по контракту в России читайте
Если же итоговый годовой объем госзакупок не превысил указанной суммы, заказчик вправе самостоятельно решать — создать контрактную службу или назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупок и исполнение контракта, т. е. контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 ФЗ 44).
Контрактный управляющий и абсолютно все работники контрактной службы, вне зависимости от выполняемых ими функций, должны иметь высшее образование. Сотрудник, не имеющий высшего образования, для получения допуска к госзакупкам должен получить дополнительное профильное образование (ч. 6 ст. 38 ФЗ 44). Речь идет о специальных курсах повышения квалификации.
К числу принципов деятельности контрактной службы относят:
В своей деятельности контрактная служба обязана руководствоваться нормативно-правовым законодательством России: Конституцией РФ, непосредственно законом 44-ФЗ, гражданским и бюджетным законодательством, иными актами (постановлениями правительства, приказами министерства и пр.) и регламентом самого заказчика.
Вам будет интересно: ФЗ 161 в последней редакции. подробности
Как уже было сказано, обслуживать закупки поставщика, итоговый годовой объем госзакупок которого не превышает ста миллионов рублей, может одно должностное лицо — контрактный управляющий.
Если же сумма, приходящаяся на госзакупки, выше — заказчик обязан организовать контрактную службу. Структура и численность ее работников определяется самим заказчиком, однако минимальный состав ограничен двумя сотрудниками . Данное условие продиктовано типовым положением.
Контрактная служба может быть создана в качестве специального отдела, так и путем утверждения постоянного состава работников, выполняющих соответствующие функции. Вне зависимости от способа формирования контрактной службы, ее должен возглавлять руководитель, который определяет служебные обязанности и личную ответственность каждого из своих подчиненных.
Регламент, устанавливающий правила организации деятельности контрактной службы заказчика при планировании и проведении закупок товаров, работ и услуг, должен основываться на типовом положении, разработанном Министерством экономического развития России — федеральным органом исполнительной власти, регулирующим контрактную систему в сфере закупок (ч. 3 ст. 38 ФЗ 44).
Данный документ в значительной степени дублирует суть и содержание статьи 38 ФЗ-44. В регламенте деятельности службы содержатся дополнительно следующие сведения:
Законом предусмотрена возможность централизации закупок путем создания специального органа или учреждения, задача которых состоит в определении поставщиков для заказчика (ч. 1 ст. 26 ФЗ 44). Однако все остальные полномочия, осуществляемые в процессе проведения закупок, такие как обоснование закупок, определение условий (в том числе цены) и подписание контракта и др., должны осуществляться заказчиком и его контрактной службой. Последняя несет ответственность исключительно в рамках собственных полномочий (ч. 5 ст. 38 ФЗ 44).
Крупному государственному заказчику необходимо иметь команду специалистов, сопровождающую контракт на всех этапах. Создание контрактной службы делает процесс проведения госзакупок эффективным и надежным.
Предлагаем вам от 05.04.2013 N 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» позволяет гражданину заключить контракт с Министерством обороны, который предусматривает военную службу и порядок ее прохождения. Этот документ вступает в силу сразу же после его подписания и прекращает свое действие с момента заключения военнослужащим другого подобного контракта, а также исключения его из списков воинской части. Отношения сторон, связанные с прохождением контрактной службы, регулируются специальными законами, положениями, а также нормативными и законодательными государственными правовыми актами.
Документ включает следующие пункты:
добровольное поступление на военную службу;
Указание срока прохождения службы;
Добросовестное исполнение условий контракта, а также всех общих, должностных и специальных обязанностей;
Соблюдение прав военнослужащего и его семьи, получение компенсаций и социальных гарантий.
Некоторые затруднения вызывает правовая природа договора, по которому осуществляется контрактная служба, поскольку участники военно-служебных отношений, которые также носят имущественный характер, например, обеспечение денежного и других видов довольствия, не подчиняются гражданскому законодательству, в том числе и нормам гражданско-правовой ответственности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в данном случае к сторонам, заключившим подобный контракт, не могут применяться такие санкции, как при нарушении гражданско-правового договора.
Касательно руководство федерального исполнительного органа, который предусматривает военную службу, вправе самостоятельно указать конкретные обязанности и права военнослужащего, обусловленные особенностями несения военной службы на определенной территории.
1. Нормативную основу трудового договора составляет Трудовой кодекс, а контракт подчиняется Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе», а также другим законодательным и нормативно-правовым актам.
2. Заключение контракта ограничивается возрастом от 18 и до 40 лет.
3. Контракт заключается строго на определенный срок.
4. Трудовой договор предусматривает более строгие требования к лицам, добровольно поступающим на военную службу. В первую очередь, гражданин должен соответствовать профессионально-психологическим и медицинским требованиям к определенным военным специальностям, он должен иметь достаточный уровень образования, а также хорошую физическую подготовку.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что военный контракт не является частью трудового договора. Это особое соглашение, которое имеет административно-правовую основу с четким указанием взаимных прав и обязанностей участников.
При первичном поступлении составляется первоначальный договор, который заключается с гражданином, ранее не состоявшим в государственных войсках на контрактной службе. Существует специальное положение о контрактной службе, на основании которого с военнослужащими заключаются новые договора. Причиной этого может быть истечение срока старого контракта, перевод военнослужащего из федерального исполнительного органа в Министерство обороны, а также временное приостановление военной службы.
Кроме этого, контрактная служба в армии может регулироваться краткосрочными договорами, которые заключаются для выполнения специальных единоразовых заданий в периоды чрезвычайных обстоятельств, таких как масштабные стихийные бедствия, проведение особых государственных мероприятий, восстановление безопасности, мира и конституционного порядка в стране, а также многое другое. Особо следует отметить контракты, которые заключаются с военнослужащими, достигшими предельного возраста и желающими далее оставаться в строю. Это могут быть как первоначальные договора, так и новые.
Если военнослужащие проходят обучение в военных образовательных учреждениях профессионального, среднего или высшего образования, адъюнктуре или докторантуре, с ними контрактная служба заключается на все время обучения, а также на 5 лет после его окончания. Такие договора могут быть первичными и новыми.
Контрактная служба имеет свой определенный срок, в течение которого военнослужащие должны четко исполнять все прописанные в договоре обязанности. По истечении указанного в договоре времени, а также при отсутствии оснований для дальнейшего его продления, контрактник должен быть уволен и в тот же день исключен из списков личного состава указанной воинской части.
С военнослужащим, проходящим призывную военную службу, или с гражданином, который поступает на воинскую должность, предусматривающую звание матроса, солдата, сержанта или старшины сроком на 3 года;
С гражданином другого государства, который поступает на воинскую должность в звании матроса, солдата, сержанта или старшины сроком на 5 лет;
С военнослужащим или гражданином, претендующим на должность мичмана, прапорщика или офицера сроком на 5 лет;
С военнослужащим, который получает высшее воинское образование (на весь период обучения и на 5 лет после его окончания, при этом общий регламент контрактной службы может достигать 10 лет);
С гражданином, прошедшим специальную подготовку в высшем военном центре и поступающим на должность офицера сроком на 3 или 5 лет;
С военнослужащим первый контракт может заключаться на меньший срок с условием того, что общая продолжительность его нахождения в войсках составит 3 или 5 лет.
К основным условиям относятся следующие положения:
1) гражданин обязан находиться на военной службе в течение установленного договором срока;
2) военнослужащим должна строго соблюдаться должностная инструкция контрактной службы, которая регламентируется законодательными и другими нормативными документами;
3) военнослужащий имеет право на льготы, гарантии и компенсации, а также соблюдение прав (своих и членов своей семьи);
4) особенности прохождения военной службы тщательно прописываются в контракте и включают в себя сроки, порядок присвоения и снятия воинских званий, а также перемещение и продвижение бойца по карьерной лестнице. Контрактная служба в армии считается оконченной в день истечения срока договора.
Досрочно разорвать контракт можно в следующих случаях:
Гражданин, который поступает на контрактную военную службу, должен свободно общаться на государственном языке, а также соответствовать определенным требованиям. Медицинское освидетельствование претендентов проводится согласно «Положению о военно-врачебной экспертизе», на основании которого выдается заключение о пригодности данного гражданина к несению военной службы. Профессионально-психологический отбор осуществляется специалистами, которые выносят заключение о профпригодности гражданина к военной службе. Данные требования устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти или министром обороны. Приказ о контрактной службе может быть составлен только после проведения всех необходимых процедур и мероприятий, на основании которых выносится положительное решение по данному кандидату.
Основных причин несколько:
Следует отметить, что любой гражданин, которому отказали в подписании договора о контрактной службе, имеет право на обжалование данного решения в вышестоящем органе, прокуратуре или суде.
В заявлении необходимо указать следующую информацию:
Помимо заявления, необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство, а также заполненную и подписанную специальную анкету, автобиографию, написанную в произвольной форме, заверенные копии трудовой книжки и документов, подтверждающих то или иное образование. Кроме того, потребуются свидетельства о браке и о рождении детей (если таковые имеются).
1. Денежное довольствие и дополнительные выплаты за выслугу лет, квалификацию, работу с секретными материалами, особые условия службы, выполнение связанных с риском заданий, особые достижения, квалификационный уровень информационной и физической подготовки, а также ежегодная материальная помощь в размере одного оклада.
2. Ежегодная компенсация проезда в обе стороны для военнослужащих Крайнего Севера.
3. Продовольственное, вещевое и жилищное обеспечение.
4. Личное страхование.
5. Социальные гарантии в сфере образования.
6. Выплата подъемного пособия при переезде на новое место службы.
7. Социальные выплаты при выполнении заданий в чрезвычайных условиях и во время вооруженных конфликтов.
8. Выплата единовременного пособия при увольнении со службы.
9. Проведение бесплатной диагностики и лечения.
10. Бесплатное зубопротезирование.
11. Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами.
Положение о создании Федеральной Контрактной службы вступило в силу с начала 2014 года. Данный закон определяет механизмы создания такой службы. Основными направлениями реформирования системы государственных закупок являются кадровые изменения: создание заказчиком контрактной службы, назначение контрактного управляющего и комиссий по контролю над закупками. Каждый работник контрактной службы обязательно должен иметь профессиональное или высшее образование в сфере закупок, что позволит ему качественно исполнять свои обязанности.
Для чего необходима контрактная служба? Цель данного нововведения заключается в том, чтобы ответственно и профессионально реализовать весь цикл закупок, начиная от его планирования и заканчивая получением конкретного результата. О создании контрактной службы должен позаботиться сам заказчик, он же имеет право утверждать структуру данного подразделения и его численность.
Полный цикл закупки включает:
Положение о контрактной службе предлагает три модели ее организации: со структурным подразделением, без него или назначение единого Согласно Закону №44-ФЗ, контрактную службу должны создавать заказчики, имеющие годовой объем закупок более 100 миллионов рублей. Если такое подразделение не сформировано, обязанностью заказчика является назначение контрактного управляющего - должностного лица, которое будет отвечать за исполнение каждого договора и осуществление закупок.
Положение о контрактной службе, образец которого содержит четкие поэтапные указания, позволяет достичь максимальной эффективности в исполнении сторонами своих обязательств по конкретному договору. Этот закон способствует прозрачности торговых отношений между заказчиком, посредником и исполнителем.
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).
Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.
Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).
У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889 .
Приобрести книгу контрактного управляющего можно .
Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей , создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика <= 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. рублей Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.
Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:
Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного .
Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.
Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).
У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:
Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;
Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;
Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).
Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).
Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).
Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).
В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:
А эксперт должен иметь:
Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .
Меня часто спрашивают — “Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:
Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.
Иногда подобные объявления размещаются на или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.
Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.
На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.
P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Главный вывод из ситуации, который я для себя вынесла, - работа руководителя не только в распределении задач, но и в правильном планировании. Мало решить, кто выполняет ту или иную функцию, важно правильно и заранее оформить решение. Чтобы вам было проще, поделюсь шаблонами, которые помогли и мне:
— приказ о создании контрактной службы
;
— извещение для сотрудника об изменении трудовых функций
;
— приказ об изменении должностной инструкции
;
— дополнительное соглашение к трудовому договору
;
— Положение о контрактной службе
;
— приказ о распределении обязанностей между работниками контрактной службы
.
Поможет также рекомендация Системы Госзаказ: Как создать контрактную службу
.
Мало передать функцию, важно подготовить сотрудников для новых задач. Для этого направьте работников на повышение квалификации.
В нашей организации каждый специалист контрактной службы занят конкретной задачей, например: один планирует, другой размещает извещения в ЕИС и принимает заявки, третий занимается контрактами с едпоставщиком. Когда один из сотрудников заболевал или уходил в отпуск, направление простаивало - никто не знал, как делать работу другого. Такая же проблема была и с членами единой комиссии. Случалось, что во время заседания больше половины комиссии уходило в отпуска. Мы решили проблему в три этапа.
Обучаем сотрудников контрактной службы всем процессам
и придерживаемся принципа взаимозаменяемости. Так сотрудники еще и развиваются, что предполагает карьерный рост.
Обучаем работников на курсах повышения квалификации и в процессе работы. Узнаем, когда специалист уходит в отпуск, и заранее, например за месяц, посвящаем других в ключевые задачи, которые им придется выполнять во время отпуска сотрудника. Поскольку все процедуры проходят в рамках плана-графика, выявить предстоящий объем не составляет труда. За замещение должности доплачиваем
- это дополнительный стимул.
Чтобы организовать процесс обучения, придерживайтесь схемы:
Как избежать текучки кадров из-за маленьких зарплат
Способ | Условия | Оплата |
Совмещение должностей | Приказ руководителя, письменное согласие работника в виде дополнительного соглашения к трудовому договору. Работу сотрудника контрактной службы человек выполняет в течение рабочего дня | Размер доплаты устанавливают в твердой денежной сумме либо в процентах от тарифной ставки или оклада |
Внутреннее совместительство | Отдельный трудовой договор с работником, все документы, которые предусмотрены при приеме на работу. Работу сотрудника контрактной службы человек выполняет в свободное от основной работы время | Оплату устанавливают в трудовом договоре. При увольнении сотруднику положена компенсация за неиспользованный отпуск |
На основе заключенного соглашения издайте приказ о совмещении. Типовая форма документа не предусмотрена, поэтому составьте приказ
в произвольной форме.
Требования к оформлению совмещения предусмотрены в статье 60.2
Трудового кодекса РФ.
Способ 2. Выпишите премию
Основание для премии - качественное исполнение работником должностных обязанностей. Премию выпишите в соответствии с действующими локальными актами о премировании в пределах бюджетных денег на оплату труда. Платить работнику за счет экономии на закупке нельзя. Порядок дополнительного материального стимулирования закрепите в положении о контрактной службе, например, так:
Способ 3. Заплатите стимулирующую надбавку
Работодатель вправе установить стимулирующую надбавку за интенсивность и высокие результаты работы. Утвердите в организации систему критериев и показателей эффективности контрактной службы, например:
Порядок прописан в статьях 99
, 149
Трудового кодекса РФ.
Первые два часа переработки оплатите не менее чем в полуторном размере, последующие часы - не менее чем в двойном
. При этом в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре вы вправе определить конкретный размер доплаты (ст. 152 Трудового кодекса РФ
).
Внимание: срок исковой давности - один год с момента, когда работник нарушил закон (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ).
|
|