Порядок подписания контракта с победителем регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 44-ФЗ).
Какие ошибки может допустить поставщик (подрядчик, исполнитель) на этапе заключения контракта?
Несоблюдение сроков заключения государственного контракта
Нарушение сроков, в которые государственный контракт должен быть подписан и передан государственному или муниципальному заказчику со всеми сопутствующими документами, может стать причиной отказа заказчика подписать контракт. Такой отказ будет законодательно обоснован и оспорить его в надзорных и судебных органах невозможно. Кроме того, компания-победитель, которая нарушила сроки подписания государственного контракта, будет признана уклонившейся от его заключения и с высокой долей вероятности попадет Реестр недобросовестных поставщиков. Компании, включенные в Реестр недобросовестных поставщиков, лишаются возможности участвовать в системе государственных закупок.
В какой срок контракт должен быть подписан со стороны поставщика и передан заказчику?
Сроки подписания контракта устанавливаются положениями Закона 44-ФЗ и зависят от способа, посредством которого был выбран подрядчик по государственному контракту.
При выборе исполнителя посредством проведения открытого конкурса, а также конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса контракт должен быть заключен в срок не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие. Если был проведен закрытый конкурс, то срок заключения контракта отсчитывается с даты подписания протокола. При этом поставщик обязан подписать и передать заказчику все экземпляры контракта в течение десяти дней . Кроме того, одновременно с подписанным контрактом победитель конкурса должен предоставить документы, которые подтверждают оформление обеспечения исполнения контракта.
Если в течение предусмотренного Законом 44-ФЗ срока заказчик не получил подписанный победителем государственный контракт - участник считается уклонившимся от заключения контракта. Заказчик вправе не возвращать такому поставщику обеспечение заявки на участие в конкурсе, обратиться в суд для возмещения издержек, связанных с уклонением участника от подписания контракта которые не покрыты обеспечением заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником, заявке которого по результатам проведенного конкурса присвоен второй номер (при наличии). Участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, вправе подписать контракт и передать его заказчику в течение десяти дней или отказаться от заключения контракта. Если участник конкурса, заявке которого было присвоен второй номер, не предоставит заказчику подписанный контракт и обеспечение исполнения контракта в срок, предусмотренный Законом 44-ФЗ, такой участник не будет признан уклонившимся от заключения контракта. Конкурс будет признан несостоявшимся.
При проведении электронного аукциона срок, в который победитель обязан подписать контракт - пять дней с даты размещения заказчиком проекта контракта в единой информационной системе. В течение данного периода уполномоченное лицо победителя электронного аукциона обязано подписать государственный контракт и разместить его в единой информационной системе с одновременным размещением документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
При наличии разногласий к проекту государственного контракта победитель электронного аукциона вправе разместить в единой информационной системе протокол разногласий. Протокол разногласий является отличным инструментом, позволяющим поставщику урегулировать возможные неточности в формулировках государственного контракта на этапе его согласования и подписания. В протоколе необходимо указать замечания к проекту контракта, связанные с несоответствием условий извещению о проведении аукциона, документации о нем или направленной заявке на участие. Протокол подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего полномочия действовать от имени победителя электронного аукциона. В соответствие с Законом 44-ФЗ протокол должен быть направлен исполнителем не позднее, чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
Заказчик обязан рассмотреть протокол разногласий в течение трех рабочих дней с даты его размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе. По результатам рассмотрения заказчик должен либо разместить в единой информационной системе доработанный проект контракта либо проект контракта без изменений, но с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.
При проведении закрытого аукциона срок подписания контракта устанавливается в документации о закрытом аукционе, но не может быть менее 10 дней с даты подписания протокола закрытого аукциона.
Нарушение участником сроков подписания контракта по итогам электронного аукциона, либо сроков размещения протокола разногласия - повод для признания такого участника уклонившимся от заключения контракта.
При проведении запроса котировок победивший участник должен предоставить подписанные экземпляры государственного контракта в срок, определенный в извещении о проведении запроса котировок. При этом в соответствии с Законом 44-ФЗ такой контракт должен быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, но не позднее, чем через 20 дней.
Государственный контракт при проведении запроса предложений должен быть заключен не ранее 7 дней с даты размещения итогового протокола и не позднее 20 дней с даты его подписания.
Сроки подписания контракта при различных способах определения поставщика:
Способы определения поставщика | Срок подписания контракта |
Конкурс | |
открытый конкурс | |
конкурс с ограниченным участием | 10 дней с даты размещения протокола |
двухэтапный конкурс | 10 дней с даты размещения протокола |
закрытый конкурс | 10 дней с даты размещения протокола |
закрытый конкурс с ограниченным участием | 10 дней с даты размещения протокола |
закрытый двухэтапный конкурс | 10 дней с даты размещения протокола |
Аукцион | |
аукцион в электронной форме | 5 дней с даты размещения проекта контракта |
закрытый аукцион | 10 дней с даты размещения протокола |
Запрос котировок | определяется в извещении на проведение запроса котировок, но не ранее 7 дней и позже 20 дней |
Запрос предложений | не ранее 7 дней с даты размещения итогового протокола и не позднее 20 дней с даты его подписания |
Ошибки при предоставлении обеспечения исполнения государственного контракта
Закон N 44-ФЗ регламентирует обязательность предоставления обеспечения исполнения контракта, заключаемого с государственным или муниципальным заказчиком. Параметры обеспечения, которое должен предоставить участник, победивший в конкурсе или аукционе, содержатся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в конкурсе на выбор поставщика, закупочной документации.
Законом №44-ФЗ предусмотрено только два вида обеспечения исполнения контракта, из которых участник закупки может самостоятельно выбрать наиболее удобный и приемлемый для него вариант: предоставление банковской гарантии или перечисление денежных средств на счет заказчика.
Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, поэтому исполнитель вправе определить, при выборе какого способа он гарантировано сможет предоставить требуемое обеспечение исполнения контракта. Еще до подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе на заключение государственного контракта, организации стоит убедиться в возможности предоставить обеспечение исполнения. Компания либо должна иметь свободные денежные средства, которые способна перечислить в счет обеспечения на счет заказчика, либо иметь возможность оперативно договориться с банком о выпуске банковской гарантии.
Несвоевременное предоставление обеспечение либо его отсутствие влечет за собой признание участника-победителя уклонившимся от заключения контракта. Следствием такого уклонения является внесение подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков. На оформление обеспечения участнику-победителю дается совсем немного времени - подтверждение предоставления обеспечения необходимо предоставить заказчику при передаче подписанных экземпляров государственного или муниципального контракта.
Предоставление в качестве обеспечения исполнения государственного контракта банковской гарантии является наиболее распространенным способом, так как позволяет не использовать собственные оборотные средства, дефицит которых характерен для большинства компаний. Вместе с тем, предоставление банковской гарантии по форме и содержанию, не удовлетворяющим заказчика - одна из основных причин отказа государственного заказчика заключить контракт с участником-победителем.
Требования к банковской гарантии предусмотрены статьей 45 Закона 44-ФЗ. Гарантия должна быть безотзывной и содержать следующую информацию:
Гарантия, выпущенная с нарушением требований Закона 44-ФЗ, может стать обоснованным поводом для отказа заказчиком заключить контракт с компанией - победителем.
При использовании в качестве обеспечения исполнения контракта способ, предусматривающий перечисление денежных средств на счет заказчика, необходимо учесть, что датой, с которой обязательство по предоставлению обеспечения считается выполненным, является дата зачисления средств на банковский счет заказчика. Для расчетов по государственным контрактам лучше использовать счета в надежных банках, которые не допускают задержки перевода платежей, так как отсутствие поступления денежных средств на счет заказчика в положенный срок - причина признания участника уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.
Подписание государственного контракта без внимательного ознакомления со всеми существенными пунктами
Подписание любого контракта - это принятие на себя всех обязательств, предусмотренных данным документом. И государственный контракт не является исключением. Невнимательное и халатное ознакомление с проектом государственного контракта может привести к ситуации, при которой выполнение его условий станет проблематичным или вовсе невозможным для участника-победителя.
На какие условия госконтракта стоит обратить особое внимание?
В первую очередь необходимо убедиться, что цена контракта соответствует стоимости работ или услуг, согласованной с государственным заказчиком в процессе проведения конкурса или аукциона. Смета на выполнение работ должна соответствовать общей согласованной стоимости. Совсем необязательно, что заказчик стремится снизить стоимость посредством установления цены, меньшей, чем согласованная ранее. Ошибки в цене могут быть и непреднамеренными и обусловлены невнимательностью сотрудников заказчика, однако, их наличие стать серьезной проблемой при исполнении госконтракта.. Особое внимание нужно уделить пунктам государственного контракта, которые могут предусматривать скрытую возможность заказчика потребовать выполнения дополнительных работ, услуг или поставку товаров, без соответствующей оплаты.
Во-вторых, необходимо подробно ознакомиться с порядком оплаты по государственному контракту. Большое значение имеют пункты договора, отражающие следующие условия:
Внимательное изучение всех разделов контракта, посвященных порядку оплаты по нему, позволит исключить любую неопределенность, связанную с расчетами с заказчиком.
Не стоит соглашаться на формулировки в контракте, предусматривающие привязку оплаты не к факту выполнения работ и подписанию акта, а к обстоятельствам, на которые исполнитель повлиять не в силах . Например, если оплата должна быть осуществлена в течение определенного периода при наличии средств в бюджете организации-заказчика. Такой подход не гарантирует исполнителю получение денежных средств в ожидаемый период и предоставляет заказчику возможность отодвигать оплату на любой удобный ему срок.
Часто заказчик необоснованно завышает размер штрафов и пени , предусмотренный за нарушение подрядчиком своих обязательств по контракту. Важно, чтобы размер штрафов и пени, возможных к предъявлению исполнителю при нарушении условий государственного или муниципального контракта, был соразмерен штрафам и пени, которые могут быть предъявлены заказчику при допущении нарушений с его стороны. Правила определения размеров штрафов и пени в случае ненадлежащего исполнения заказчиком или поставщиком своих обязательств, предусмотренных государственным контрактом, регламентируются Постановлением Правительства от 25.11.2013 № 1063 (далее - ПП РФ 1063).
В соответствие с ПП РФ 1063 за ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком устанавливаются следующие размеры штрафов:
Размер штрафов за ненадлежащее исполнение своих обязательств заказчиком следующий:
Кроме того, ПП РФ 1063 устанавливает размер пени за возможную просрочку исполнения подрядчиком своих обязательств. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центробанка от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком. Формулы для расчета пени содержатся в ПП РФ 1063.
Существенным условием является также срок выполнения работ или предоставления услуг по государственному или муниципальному контракту. Неверное указание срока реализации промежуточных этапов работ по госконтракту или окончательного срока завершения всех работ может привести к невозможности выполнения работ по контракту и к обоснованным претензиям со стороны заказчика.
Кроме того, условия государственного контракта должны полностью соответствовать всей технической документации, которая была предоставлена заказчиком при проведении конкурса (аукциона). Любые отклонения в технических характеристиках планируемых к поставке товаров, работ или услуг должны быть проанализированы исполнителем на предмет возможности их реализации.
Внимательное изучение проекта контракта позволит избежать возникновения спорных и двусмысленных ситуаций, претензий со стороны заказчика, задержек подписания актов выполненных работ, а также несвоевременности оплаты по договору.
Итак, для успешной реализации государственного контракта и дальнейшего участия в системе государственных или муниципальных закупок, необходимо на этапе подписания контракта обратить внимание на возможные ошибки, которые может допустить исполнитель по государственному контракту:
, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4 , пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
5. В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
6. В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
7. В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
8. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
9. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7 , части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 8 статьи 82.4 , части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов.
10. Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
11. Блокирование денежных средств на специальном счете победителя в целях обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе прекращается в сроки, установленные частью 8 статьи 44 настоящего Федерального закона.
12. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной этим участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.
13. Победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
14. В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.
15. Участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей статьей, либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 настоящего Федерального закона, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Электронная процедура признается не состоявшейся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.
16. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.
В настоящее время порядок оформления госконтракта по итогам конкурентной процедуры, в форме аукциона регулируется ст. 82.3 закона № 44-ФЗ. Далее представим сроки подписания контракта по 44-ФЗ после проведения электронном аукционе в таблице и расскажем, какие особенности нужно учесть.
Смотрите таблицу:
Стороны могут произвести указанные выше действия и раньше, однако срок заключения договора по 44-ФЗ ()электронный аукцион) не может быть менее 10 дней. Данный временной интервал отводится для возможности обжаловать итоги проведения торгов. Дата заключения контракта по 44-ФЗ на электронный аукцион – это момент подписания документа заказчиком.
Это общий порядок. О сроках заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона .
Что изменилось в правилах заключения контрактов и как работать в 2019 году
В пошаговой инструкции на скриншотах из личного кабинета заказчика в ЕИС мы показали все этапы заключения электронного контракта. Используйте ее, чтобы вовремя перейти с бумажных контрактов на электронные, ведь переход с бумажных закупок в цифровые уже завершился.
Из статьи вы узнаете:Победитель аукциона при заключении контракта электронный аукцион по 44-ФЗ вместе с подписанным со своей стороны контрактом прикрепляет подтверждение того, что им было внесено обеспечение выполнения госконтракта, если требование об обеспечении было установлено в закупочной документации.
В том случае, если начальная цена контракта была снижена на ¼ и более от победителя потребуется:
Срок подписания проекта контракта победителем электронного аукциона в этом случае также составляет пять дней с момента публикации проекта.
Если в ходе аукциона цена была снижена до 0,5% НМЦК, процедура проводится на право заключить контракт. Стороны не могут подписать документ до тех пор, пока победитель не внесет сумму денег, равную предложенной им цене, а также полный размер обеспечения.
При оформлении госконтракта победитель аукциона имеет право представить протокол разногласий по следующим основаниям:
Сделать это надо в течение 5 дней с момента публикации проекта. В отличие от ранее действовавших правил, направить протокол разногласий можно только один раз.
В течение следующих трех рабочих дней госзаказчик должен выложить в ЕИС:
Срок подписания проекта контракта победителем электронного аукциона составляет также пять дней, а срок подписания контракта по 44-ФЗ - электронный аукцион заказчиком – три рабочих дня.
Таким образом, максимальный срок заключения контракта по 44-ФЗ - электронный аукцион равняется шестнадцати дням, из которых десять календарных и шесть рабочих.
Карта сроков для всех конкурентных процедур
Укажите, когда началась ваша закупка и Карта покажет все даты по любому из девяти способов закупок, бумажных и электронных. Работает схема автоматически: если вы сдвинули срок начала закупки, приложение автоматически сменит все даты внутри процедуры.
Выше мы рассказали о сроках заключения контракта по итогам электронного аукциона по 44-ФЗ. Сейчас остановимся на ситуации, когда победитель аукциона уклоняется от оформления документа.
Победитель аукциона считается уклонистом, если он:
Не позднее, чем на следующий рабочий день после признания победителя аукциона уклонистом публикует протокол в ЕИС и на электронной площадке.
В этом случае госконтракт оформляется с участником торгов, занявшим второе место. Обратите внимание на то, что если уклонистом станет и этот участник, то аукцион следует признать несостоявшимся. Оформлять госконтракт с лицом, занявшим на торгах третье место и ниже, запрещено.
Инструкция по подписанию контракта на электронной площадке «Сбербанк-АСТ»
1. В браузере открываем главную страницу ЭТП ЗАО Сбербанк-АСТ, расположенную по адресу: www . sberbank - ast . ru
3. Выбираем сертификат пользователя.
4. Выбираем «Электронная площадка по государственным закупкам».
5. Нажимаем на кнопку «Войти».
6. В Личном кабинете в горизонтальном меню выбираем вкладку «Контракты»-«Контракты заказчика»
7. Для открытия карточки контракта нажимае на пиктограмму «Информация»
8. В открывшемся окне заказчик может просмотреть «События в хронологическом порядке», т. е. дату формирования карточки контракта, и регламентные сроки её направления участнику. Красным цветом выделено событие, которое необходимо выполнить в регламентированный срок.
Иными словами: «красная надпись» на рисунке означает, что заказчик должен в срок до
30.03.2015 23:59
направить проект контракта учатнику закупки.
9. Для направления проекта контракту участнику, заказчику необходимо нажать на гиперссылку «Направить проект контракта участнику» в разделе «Доступные действия»
10. Откроется новое окно «Проект контракта», в котором заказчик прикрепляет заранее заполненный контракт в формате. doc , . docx (документ Microsoft Word ). Контракт для заполнения берется из аукционной документации, размещенной на сайте zakupki . gov . ru уполномоченным органом вместе с извещением о проведении закупки.
Кроме того заказчику необходимо заполнить поля, отмеченные звездочкой, а именно: «Цена контракта» (указана в протоколе подведения итогов), «Тип цены» (как правило указывается тип цены «Контракт», но в случае перехода в процессе аукциона через 0 (т.е цена была снижена до 0 и торги начались на повышение за право заключения контракта), тогда заказчик должен указать тип цены «Право заключения контракта»)
После заполнения всех полей, необходимо нажать на кнопку «Подписать и отправить».
«Контракт заключен» - контракт подписан с двух сторон, единственное доступное действие: «Расторгнуть контракт»
«Обработан протокол разногласий. Карточка отозвана» - Обработан протокол разногласий. Доступные В разделе «Доступные действия» кроме «Направления проекта контракта участнику» доступны иные действия: «Обработать протокол разногласий», «Отказ от заключения контракта», «Расторгнуть контракт». Перечень вышеперечисленных доступных действий может изменяться в зависимости от «Статуса контракта»:
«Проект контракта» - заказчик еще не направил контракт участнику. Доступные действия: «Направления проекта контракта участнику», «Отказ от заключения контракта».
«На подписи участника» - заказчик направил контракт участнику, но участник ещё не подписал. Доступные действия: «Обработать протокол разногласий», «Отказ от заключения контракта».
«Контракт подписан участником» - участник подписал контракт, но с момента публикации итогового протокола не прошло 10 дней, следовательно доступные действия для заказчика будут отсутствовать.
«На подписи заказчика » - контракт подписан участником, но не подписан заказчиком. Доступные действия: «Обработать протокол разногласий», «Отказ от заключения контракта».
действие по данной крточке будут отсутствовать, но сформируется автоматически новая карточка контракта со статусом «Проект контракта».
11. Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, направленному заказчиком, может направить протокол разногласий, в котором указывает что необходимо изменить в проекте контракта.
Заказчик в свою очередь в разделе «Доступные действия» должен «Обработать протокол разногласий», прописав свое согласие или не согласие в доводами участника, прикрепив при этом необходимый документ.
В любом случае предыдущая карточка контракта, после обработки протокола разногласий, будет отозвана и сформируется новая карточка контракта.
Для направления вновь проекта контракта участнику, заказчику необходимо выполнить действия, описанные в п. 9 и 10 настоящей инструкции.
12. Заказчик так же может быть инициатором направления протокола разногласий участнику. Например, в проекте контракта, подписанном участником, отсутствует банковская гарантия, или банковская гарантия отсутствует в реестре банковский гарантий на официальном сайте zakupki . gov . ru . Так же при обноружении заказчиком любых ошибок в проекте контракта, опечаток, может быть обработан протокол разногласий на любом этапе подписания контракта.
13. В случае, если статус контракта «Контракт подписан учатником» на странице «Контракты-Контракты заказчика» в личном кабинете при нажатии на пикторгамму «Информация», в «Событиях в хронологическом порядке», на открывшейся странице, красным цветом выделено «Направление подписанного контракта заказчику 05.04.2015», подписание контракта заказчику будет доступно только после 05.04.2015 в течение 3-х рабочих дней.
После подписания контракта на электронной торговой площадке с двух сторон, заказчик ОБЯЗАН опубликовать сведения о нем на официальном сайте zakupki . gov . ru . в течение 3-х рабочих дней.
Для этих целей, государственные заказчики Самарской области (которые работают посредством автоматизированной информационной системы государственного заказа Самарской области ПК WEB -торги-КС) обязаны сформировать сведения о контракте (об изменении контракта), об исполнении контракта в ПК WEB -торги-КС, в соответствии с руководством: http://www.webtorgi.samregion.ru/Show/Category/17?ItemId=342
Формирование сведений напрямую на ООС такими заказчиками – влечет за собой их отклонение и блокировку. http://webtorgi.samregion.ru/site/Show/Content/456
Остальные заказчики вправе использовать функционал формирования сведений непосредственно на ООС.
В личном кабинете на официальном сайте zakupki . gov . ru . в реестр контрактов с площадки автоматически интегрируется карточка подписанного контракта на вкладку «Подготовка информации». Данную карточку необходимо отредактировать, так как сведения поступают не в полном объеме.
Затем отредактированный контракт необходимо «Подать на публикацию»
Типовые условия государственных и муниципальных контрактов
Требование о типовых условиях контракта прописаны в статье 34 закона 44-ФЗ. Заказчики должны применять данную статью, чтобы корректно подготавливать проекты контрактов.
Типовые требования утверждены ПП РФ от 02.07.2014 №606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» (далее - ПП РФ 606).
Для кого разрабатывались эти правила?
Типовые контракты используются в том случае при одновременном соответствии трем условиям:
Все типовые контракты делятся на две части - постоянную и переменную.
Постоянная часть не подлежит изменению при в конкретной закупке.
Переменная часть обычно очень маленькая, предусматривает возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Типовые контракты не применяются при осуществлении:
В переходных условиях статьи 112 закона 44-ФЗ говорится о том, что до введения библиотеки контрактов заказчики могут использовать свои проекты контрактов, но как только типовые контракты вступают в силу, заказчики должны применять их в своей закупочной деятельности.
Два первых типовых контракта касались образования и медицинских изделий.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2015 г. N 797н «Об утверждении типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих и информационной карты типового контракта на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных гражданских служащих».
Муниципалы и субъекты могут не пользоваться этим типовым контрактом.
Контракт на обучение федеральных госслужащих не предусматривает возможность изменения контракта по соглашению сторон:
Также нет требований по банковской гарантии и сроку её действия. Не установлены условия одностороннего отказа от исполнения контракта.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.10.2015 № 724н «Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий».
Распространяется на всех подведомственных заказчиков.
Особенности типового контракта на медицинские изделия:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2015 г. N1180 «Об утверждении типового контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, типовых условий контракта при использовании результатов интеллектуальной деятельности, включаемых в контракты на выполнение работ, оказание услуг и информационной карты типового контракта, типовых условий контракта» (размещен 14.06.2016).
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 20 февраля 2016 г. N 467 «Об утверждении:
Последний размещенный контракт - ГК Росатом (размещено 26.08.2016).
Касается выполнения работ по обращению с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате утилизации атомных подводных лодок (надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, судов атомного технологического обслуживания) и от реабилитации береговых технических баз Военно-Морского Флота № 1/27-НПА от 28.12.2015.
Все существенные условия, прописанные в проекте контракта, за исключением НМЦ, устанавливает заказчик. Таким образом, проект контракта формируется заказчиком, а поставщику передается оферта, которую поставщик акцептует.
В проекте контракт должны быть четко прописаны порядок и сроки приемки товаров, работ, услуг, особенно если это касается какого-то длительного процесса, например, строительства, капитального ремонта. Здесь должно быть указано, какие документы будут являться документами о приемке.
Пеня
В соответствии с ПП РФ от 25.11.2013 № 1063, пени могут насчитываться как для поставщика, так и для заказчика. Устанавливается в контракте и начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства (срок по ст.191 ГК РФ).
Для заказчика - не менее чем 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (действующей на дату уплаты пеней) от неуплаченной в срок суммы.
Для поставщика - не менее чем 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (действующей на дату уплаты пеней) от Цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
Письмо ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14 (типовая формулировка в отношении заказчика):
«Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы».
Ставка рефинансирования ЦБ РФ приравнена ключевой ставке ЦБ РФ: с 01.01.2016 по 18.09.2016 - 10,5%; с 19.09.2016 -10,0%.
Не следует прописывать размер ставка в проекте контракта, поскольку ставка постоянно меняется.
Штрафы
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством РФ (ПП РФ от 25.11.2013 №1063).
На заказчика - за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения таких обязательств.
На поставщика - за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения таких обязательств (в том числе гарантийных).
Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-0405/09-319: Установление размера штрафа в проекте контракта
"Штраф за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет ________ рублей ___ копеек (указывается размер штрафа в зависимости от Цены Контракта:
Типовые формулировки, включаемые в проект контракта в отношении неустоек.
Письмо ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14 "О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей".
Важно!
Типовая формулировка:
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В соответствии с ПП РФ от 20.09.2014 №963, под банковское сопровождение попадают сверхкрупные контракты не менее 1 млрд рублей (для субъекта РФ), не менее 200 млн рублей (для муниципального образования). В таких случаях в проект контракта рекомендуется включать условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта.
Нормативные акты по банковскому сопровождению контрактов:
Основные понятия:
Банковское сопровождение контракта - обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами ПП РФ от 20.09.2014 №963 (далее - договор о банковском сопровождении).
Сопровождаемый контракт - контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенный между заказчиком и поставщиком в порядке, установленном 44-ФЗ и содержащий условия о банковском сопровождении контракта.
Отдельный счет - счет, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, поставщику, соисполнителю, для проведения операций, включая операции в рамках исполнения сопровождаемого контракта.
Банковское сопровождение не применяется:
При казначейском сопровождении в государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) включаются следующие условия:
а) о запрете перечисления средств (в УК организаций, депозиты, авансы субподрядчикам, иным кредит организациям с искл.);
б) об осуществлении операций, связанных с исполнением обязательств по государственным контрактам, на лицевых счетах для учета операций не-участника бюджетного процесса;
в) о представлении в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования операций;
г) об указании в контрактах, договорах, соглашениях, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта.
Условие: Не допускается перемена поставщика, за исключением случая, если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому контракту вследствие реорганизации юр. лица в форме преобразования, слияния или присоединения. В случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
Необходимо указывать размер и сроки обеспечения.
Обеспечение исполнения контракта не применяется в случаях (ч.8 ст.96):
Заказчик вправе в 2016 году не устанавливать ОИК в случаях:
Уменьшение размера обеспечения на этапе исполнения контракта (ч.7 ст.96).
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319
Требование об обязательном соответствии представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, установленной в документации о закупке форме (образцу) является неправомерным.
Ч.6 ст.45 44-ФЗ:
Условия, включаемые в контракт по решению заказчика
1. Возможность изменения условий контракта по соглашению сторон.
2. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта (ч.8-26 ст.95).
2.1. ВПРАВЕ по основаниям, установленным ГК для одностороннего расторжения контракта.
2.2. ОБЯЗАН. Если выявлено, что поставщик не соответствует требованиям ДЗ или предоставил недостоверную информацию.
Специальные условия, включаемые в контракт
Статья 110.1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства (введена 03.07.2016):
1) РФ, субъекту РФ, МО, от имени которых заключен контракт, принадлежит исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, созданное в ходе выполнения такого контракта, путем разработки проектной документации ОКС на основе указанного произведения, а также путем реализации произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства;
2) заказчик имеет право на многократное использование проектной документации объекта капитального строительства, разработанной на основе произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства, без согласия автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства.
Ст.110.2 Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (введена 03.07.2016):
Результатом выполненной работы по контракту, предметом которого, в соответствии с ГК РФ, является выполнение проектных и (или) изыскательских работ, являются проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий.
ч.5 Контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Ч. 6. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 ГК РФ. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Это те контракты, которые заключаются по ч. 1 статьи 93 закона 44-ФЗ.
Упрощенные требования к контракту, по ч.15 ст.34, заключаются в том, что заказчики могут использовать проекты договоров поставщиков в тех случаях, если закупки осуществляются по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 и 45 части 1 статьи 93 (в редакции 140-ФЗ от 04.06.2014, 416-ФЗ от 01.12.2014, 498-ФЗ от 31.12.2014, 227-ФЗ от 13.07.2015)
При этом могут не применяться условия:
Чаще всего оказываются обоснованными следующие условия:
Привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО. Важно понимать условие, что при этом сам подрядчик может быть СМП или СОНО.
Ч.5 ст.30 44-ФЗ Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Неуказание точной суммы (%) для привлечения СМП:
Корректная формулировка: «Привлечь к исполнению настоящего контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме ___% от цены настоящего контракта и предоставить Государственному заказчику в течение 10 (десяти) дней с даты заключения с субподрядчиком договора копию такого договора. За несоблюдение данного условия Подрядчик несет ответственность, в соответствии с пунктом ___ настоящего контракта».
Письмо Казначейства России от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319
При установлении требований о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО, такие требования должны быть единообразно прописаны в извещении, документации о закупке и контракте, прилагаемом к извещению (документации) о закупке.
Установленное заказчиком в проекте контракта требование об обязательном привлечении СМП, СОНО должно в обязательном порядке устанавливаться также в извещении об осуществлении закупки.
Чаще всего необоснованно обжалуется невключение в проект контракта:
Поставщики требует предоплату 100%. По 223-ФЗ мы так работаем, а как быть по 44-ФЗ?
В 44-ФЗ предоплата 100% возможно только для произведений литературы и искусства, постановок и музыкальных произведений. По товарам, если заказчик не попадает в перечни, максимальный размер аванса - 30%.
Является ли указание на аванс существенным условием контракта?
Да, аванс является существенным условием, поэтому и важно прописывать его максимально детально. При этом если контракт заключается на длительный срок, с переходящей суммой на следующий год, на который бюджета еще нет, то в проект контракта следует включать отлагательное условие.
Можно ли включать в контракт оплату за вычетом неустойки?
Можно вычесть неустойки из денежных средств, которые переданы на обеспечение исполнения контракта, а насчет неустойки следует уточнять у местного казначейства - как оно работает.