Тема номера в журналах профессиональная этика библиотекаря. Кодекс этики российского библиотекаря и проблемы библиотечного обслуживания современного пользователя. Конфликты в библиотеке

Библиотеки как учреждения, деятельность которых влияет на личность, всегда были объектом как правового, так и морального регулирования, поскольку общество не может быть безразличным к образу и содержанию деятельности библиотеки.

Одним из главных механизмов формирования политики и регулирующего воздействия на ту или иную сторону практики являются социальные нормы, которые определяются как установленное правило, признанная модель, образец действий.

Разновидностью социальных норм являются профессиональные нормы. В отличие от правовых – следование им не обязательно, так как они принимаются не государственными органами. Основной механизм их передачи и фиксации – традиция и общественное мнение.

Общественно-профессиональные нормы деятельности можно определить так: это обязанности, права, эталоны деятельности, зафиксированные в документе, носящем формальный характер, принятые организацией профессионального сообщества и рекомендованные к исполнению его членами.

Классический пример жестко организованных, стабильных, не подверженных временным влияниям профессиональных норм – Клятва Гиппократа. Только она способна регулировать те стороны врачебной практики, которые оказываются вне сферы правового регулирования. То же касается журналистов, учителей, полицейских и т.д. Очевидно, что данное положение полностью распространяется и на библиотекарей. Мало того, можно утверждать, что сегодня значимость профессиональных норм в библиотечной сфере возросла многократно. Ибо сознание того, что в ходе библиотечного обслуживания удовлетворяется одно из самых основных, естественных прав человека – право на информацию, - все более утверждается в обществе.

Этика библиотекаря и качественное обслуживание читателей – взаимосвязанные понятия. «Обслуживание» означает сосредоточение на другом, оказание необходимых услуг, доброжелательную помощь в приобщении читателей к источникам информации, создание здоровой атмосферы в профессиональной среде. Этика же включает в себя понятие о человеческом характере, природе поступков, потребностях людей и особенностях их общения. Изучив законы этики, осознав свой профессиональный долг, библиотекарь чувствует ответственность за качество обслуживания, творчески относится к каждому запросу абонента.

Этические проблемы библиотечного обслуживания

Разработка этических проблем библиотечного обслуживания в современном библиотековедении предполагает составление профессиональной характеристики библиотекарей. Наряду с производственными рассматриваются и личные факторы библиотечного труда. Учитываются индивидуальные особенности и читателей и библиотекарей, уровень их образовательной и специальной подготовки, опыт, интересы, специфика восприятия библиотечной среды.

Этические нормы библиотечного обслуживания заложены в «Кодексе этики российского библиотекаря», принятом Российской библиотечной ассоциацией в 1999 г.

Этот документ впитал в себя основные положения в этой области, принятые в международной библиотечной среде. Основные ценности, которые постулируются «Кодексом…», это: уважение к каждому читателю и его информационному запросу, обеспечение беспрепятственного доступа к информации, обеспечение максимального комфорта при работе с информацией, обеспечение конфиденциальности его запроса, если это не противоречит закону. В профессиональном кодексе этики отражаются все ценности и нравственные идеалы профессии на функции библиотеки. Кодекс профессиональной этики устанавливает приемлемые границы поведения и критерии, которыми руководствуются специалисты, осуществляя свою профессиональную деятельность, т.е. кодекс призван четко сформулировать принципы правильного поведения библиотекаря во время выполнения им своих профессиональных обязанностей. Он дает основу для последовательного исполнения этических норм поведения представителям библиотечной профессии.

Необходимо, чтобы этика поведения библиотекарей максимально способствовала осуществлению права пользователей на информацию – это и есть главная сфера совпадения ценностей библиотекарей и читателей, в результате которого достигается максимально высокое качество обслуживания.

В практике современных библиотек библиотекари также все более сталкиваются с проблемами, регулируемыми принципами информационной этики. Одна из них – вновь обострившаяся проблема цензуры. Современные технические средства позволяют фильтровать информацию, предоставляемую из электронных сетей по бесконечному количеству признаков.. Однако сам факт фильтрации информации в электронных сетях требует этического самоопределения. Ибо при отсутствии такового, а также каких-либо формальных инструкций, вопрос об ограничении доступа решается на субъективной основе.

Другая актуализированная проблема – конфиденциальности потребителя информации. C овременные коммуникационные средства делают потребителя информации практически «прозрачным», а каждый его шаг по киберпространству фиксируемым и записываемым. Причем делать это возможно опять-таки анонимно. Более незащищенным в этом смысле стал и читатель традиционной библиотеки. Современные формы записи, регистрации читателей, фиксации его требований на компьютере также предоставляют в распоряжение библиотекаря все больше информации, которая по своей сути является конфиденциальной.

Библиотекарь и читатель в контексте библиотечного обслуживания

В библиотечном обслуживании как в процессе личностно-двустороннем есть много такого, что выходит за рамки официальной библиотечной политики, поскольку определяется подготовленностью библиотекаря и читателя к сотрудничеству, взаимодействию. В последние годы всё чаще отмечается, что принципиальное изменение отношений читателя и библиотекаря на основах полного равноправия, истинного партнёрства – это одно из основных условий для создания качественно иной библиотеки, библиотеки для читателя.

Чтобы улучшить обслуживание, библиотекарю необходимы не только новые знания и умения, но и способность к самооценке – к пониманию и критическому анализу особенностей своего профессионального поведения. Исследования показывают, что библиотекарям свойственна достаточно высокая самооценка, а творческая неудовлетворённость преобладает у них над удовлетворённостью.

Качественное обслуживание читателей: Понятие весьма ёмкое. В него входит весь комплекс услуг, оказываемых библиотекой: фонд, крепкая материально-техническая база, комфортные условия работы в библиотеке, культура обслуживания, качественный уровень представления информации и др. Чтобы иметь моральное право обслуживать читателей, библиотекарю необходимо обладать высокими профессиональными качествами.

Многое зависит и от личных качеств библиотекаря. С одной стороны, у людей, занятых в библиотечном деле, проявляются общие черты характера, которые влияют на трудовые процессы: некоторый консерватизм, любовь к порядку, склонность к систематизации знаний, уважение к авторитетам, профессиональное достоинство, соблюдение этикета. С другой стороны, от индивидуальности библиотекаря, внутренней свободы, смелости в принятии решений во многом зависит климат в коллективе и соблюдение нравственных норм обслуживания пользователей библиотеки.

Приход читателя в библиотеку, связанный со сдачей прочитанной книги или с целью взять новую, неизбежно приводит к контакту с библиотекарем. Будет ли этот контакт плодотворным, возникнет ли в процессе общения беседа в её библиотечном понимании – во многом зависит от библиотекаря.

Библиотечный этикет

Не последнее место в общении с читателями играет библиотечный этикет.

Соблюдение библиотекарем профессионального этикета предполагает благожелательное и уважительное отношение ко всем посетителям библиотеки независимо от их социального статуса, занимаемой должности, возраста, внешнего вида и т.д.

Культура библиотекаря заключается в том, чтобы уметь управлять выражением своего лица, стараться, чтобы на нем отражались лишь положительные эмоции, содействующие радостному, благожелательному общению в библиотеке.

Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда библиотекаря соответствует его внутренней культуре, зависит от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста и т.д.

По мнению психологов, культура общения включает в себя три составных элемента: умение разбираться в людях и верно оценивать их психологию, адекватно откликаться на их состояние и поведение, выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который не расходясь с требованиями морали, в тоже время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям взаимодействующих людей.

Какими качествами должен обладать библиотекарь, чтобы успешно выполнить работу по обслуживанию читателей и профессионально общаться с ними?

Для библиотекаря очень важны такие качества, как культура общения и поведения (воспитанность), начитанность, развитый интеллект, деликатность, приветливость, предупредительность, добросовестность, эрудиция, уважительное отношение к читателям, корректность, понимание педагогики и психологии личности, стремление к многостороннему общению с людьми, щедрость души и конечно высокая квалификация, профессионализм.

Профессионализм и нравственные качества библиотекаря в общении проявляются прежде всего в том, на сколько он стремится раскрыть и познать индивидуальность читателей, их запросы, насколько тонко он выбирает способы поведения по отношению к этим читателям. Устойчивость такого стремления у библиотекаря является одним из ярких проявлений его профессионализма и оказывается одним из важнейших условий общего успеха деятельности библиотек.

Конфликты в обслуживании читателей

Качество обслуживания читателей и предоставления библиотечных услуг во многом связано с проблемой разрешения конфлик­тов, причины которых могут быть как объективными (полнота фонда, и СБА библиотеки, наличие или отсутствие технических средств, комфортных условий для работы читателей и т.п.), так и субъективными, имеющими в своей основе чаще всего нарушение библиотекарем норм профессиональной этики.

Индивидуальное библиотечное обслуживание является одним из самых сложных участков работы современной библиотеки. Как бы хорошо ни была оснащена библиотека, библиотекарь имеет дело с личностью читателя, а это значит, что каждый раз надо заново строить с ним взаимоотношения, основанные, прежде всего на профессиональной этике библиотекаря.

Конфликты между библиотекарем и читателями могут возникать из-за:

· ограниченных финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов библиотеки;

· структурно-организационного несоответствия библиотеки по­требностям читателей и задачам обслуживания;

· расхождения ценностей, норм и приоритетов общающихся;

· некомпетентность читателей, низкого уровня их информационной культуры.

В основе возникновения конфликта лежит чаще всего несколько неоднородных противоречий. Это может быть противоречивость самого запроса читателя. Например:

· противоречие между целью чтения и запрашиваемыми изданиями, содержание которых этому требованию не соответствует;

· противоречие между сложностью текста и уровнем общей и читательской подготовки абонента;

· противоречие между потребностями читателей и составом библиотечного фонда и т.д.

Следующая группа причин связана с качеством обслуживания.

Поводы для таких конфликтов также чрезвычайно разнообразны. К ним, например, относятся:

· затраты времени на ожидание обслуживания (очереди);

· затраты времени на ожидание выполнения читательского запроса;

· ошибочное предоставление читателю вместо запрошенного другого издания или необоснованная замена по инициативе библиотекаря и другие организационно-технологические причины.

Типичными причинами подобных конфликтов являются:

· игнорирование читательских запросов;

· отсутствие искреннего желания удовлетворить запрос;

формальное отношение к требованиям пользователей.

Одними из типичных причин возникновения конфликтных ситуаций являются: некачественно выполненная платная услуга, недобросовестная реклама, когда пользователь не получает услуг, рекламируемого качества, а также чрезмерно высокая плата, с точки зрения пользователя, не обеспечивающая при этом еще и высокого качества выполнения услуги.

Если организационные конфликты могут быть сравнительно легко разрешены, то межличностные конфликты нередко принимают затяжную форму и крайне отрицательно сказываются на взаимоотношениях библиотекаря и читателя. Поэтому важно соблюдать такт при разрешении организационных конфликтов, чтобы они не переросли в конфликтные отношения между читателем и библиотекарем.

Необходимо учить библиотекарей «снимать», предотвращать конфликты в процессе индивидуального обслуживания, избегать их. Вместе с тем библиотекарям необходимо научиться и методам психологической защиты, не поддаваться на высказывания некоторых читателей, желающих спровоцировать конфликт. Сейчас в коллективах библиотек часто проводят психологические тренинги, где разбирают случившийся (или модельный) конфликт, ищут из него наиболее приемлемый выход.

В «Справочнике библиотекаря» приведены рекомендации библиотекарям, обслуживающим читателей, выполнение которых поможет ему избежать конфликтов с посетителями библиотеки. Вот некоторые из них:

· во время обслуживания библиотекарь должен целиком «находиться в распоряжении» читателя и стремиться продемонстрировать ему это;

· работать следует спокойно, со всеми читателями быть ровным в общении, вежливым и доброжелательным;

· если читатель не симпатичен библиотекарю, ни в коем случае нельзя ему этого показывать;

· недопустимо спорить с читателем;

· следует постоянно проявлять готовность помочь читателю, но делать это осторожно и ненавязчиво;

· библиотекарь должен постоянно смотреть на библиотеку «глазами читателя».

Нелишне напомнить, что кодекс профессиональной этики российского библиотекаря обязывает его строить свои отношения с пользователями на основе уважения к личности. Важнейшими личностными качествами библиотекаря, обслуживающего читателей, является умение владеть собой в любых, порой непростых ситуациях, контролировать свое поведение.

Библиотечная этика за рубежом


Если мы сравним Российский кодекс с аналогичными документами других стран (а необходимость подобного сравнения обусловлена «молодостью» нашего документа), то увидим, что в целом он соответствует принципам, уже получившим распространение в нашей профессиональной среде.

В данной сфере отметим следующие наиболее часто встречающиеся утверждения: приоритет инте­ресов пользователя; равное право для всех пользо­вателей; соблюдение конфиденциальности. Почти все библиотечные сообщества стран, попавших в книгу «Библиотечная этика…», ставят интересы пользователя превыше всего.

Как отмечается в «Кодексе поведения библиотекаря Италии»«Кодекс поведения – этический кодекс, обязательный для библиотекаря-профессионала, он не является кодексом правовых положений». Данная ситуация типична, но не единственна, в ряде стран (например, Кодексы Великобритании, Мексики) библиотекарь, нарушивший кодекс, вынужден предстать перед дисциплинарным комитетом или комиссией, обладающей широкими полномочиями, вплоть до признания несоответствия занимаемой должности с вполне определенными последствиями. В ходе подготовки Кодекса этики российского библиотекаря обсуждался вопрос о создании Совета по этике при РБА, однако он не получил поддержки в силу того, что, как отмечалось, «деятельность подобной структуры может способствовать развитию нежелательных явлений». Подобное решение мотивировано не столько профессионально, сколько исторически ситуативно – как следствие сегодняшнего негативного отношения к деятельности «советов», и к публичному обсуждению поступков, с точки зрения их моральной оценки. В ряде стран, не отягощенных комплексом «неполноценного прошлого» вопрос решается по-другому. Интересны в связи с этим профессиональные суды чести, также играющие определенную роль в библиотечной среде.

Рассмотрим несколько подробнее один из наиболее известных кодексов профессиональной библиотечной организации, послуживший основой для многих подобных, - Кодекс профессиональной этики Американской библиотечной ассоциации. Принятый впервые в 1939 г., он периодически уточнялся и дополнялся, хотя основные принципы, заложенные в нем, оставались неизменными. Если сравнить ныне действующий Кодекс 1995 г. и предшествующий, 1981 г., то станет ясно, что помимо редакционных уточнений изменения коснулись введения двух новых пунктов: признание и уважение прав интеллектуальной собственности (п.4); стремление к высокому профессиональному уровню, обмену знаниями и опытом, поощрение профессионального развития сотрудников и привлечение потенциальных членов библиотечной профессии (п.8).

Практически все нормы профессиональной этики связаны с правами читателей. В этом смысле американский Кодекс, являясь основой формирования корпоративной морали, открыт более, чем какой-либо другой, выполняя одновременно роль профессиональной декларации о своих обязанностях по отношению к читателю.

Документ несколько иного рода – в основе деятельности другой старейшей в мире библиотечной ассоциации – Великобритании. Это Кодекс профессионального поведения, принятый в 1983 г. и пересмотренный в 1996 г. Его главное отличие – в большей императивности: если кодексы профессиональной этики носят характер заявления о свободном волеизъявлении, исповедании каких-либо принципов, то все статьи Кодекса Великобритании начинаются с фиксации: «должны», «обязаны». Существование дисциплинарного комитета в рамках Ассоциации позволяет реально контролировать и накладывать санкции на нарушивших Кодекс библиотекарей. В то же время подобный Комитет может занимать активную позицию при возникновении конфликта библиотекаря с администрацией.

Среди недавно принятых документов - Кодекс этики библиотекаря Украины, утвержденный Украинской библиотечной ассоциацией 30 мая 1996 г. В основном данный Кодекс соответствует тем принципам подобных документов, о которых мы уже сказали. В то же время некоторые принципы не являются специфичными для библиотечной профессии и звучат как декларация человеческой порядочности: «мы придерживаемся общечеловеческих принципов морали, гуманизма», «мы уважаем человеческое достоинство». Другой специфической чертой Кодекса является то, что он идентифицирован конкретной стране:

Обеспечивает библиотечно-информационное обслуживание в условиях развития демократической независимой Украины;

Обеспечивает сохранность и обогащение духовных ценностей народа Украины, способствует развитию национальных культур.

Ознакомление с кодексами полезно не только тем, кого интересуют вопросы библиотечной этики. В каждом этическом кодексе практически сконцентрирована идеология, парадигма развития библиотечного дела в своей стране. Это цели и задачи библиотек, принципы взаимоотношений с читателями и коллегами, с вышестоящими и государственными органами, отношение к культурному наследию и формирующимся информационным потокам.

Таким образом, профессиональная этика библиотекаря существует, прежде всего, для хорошего обслуживания посетителей библиотек. Поэтому составители кодексов убеждены, что наипервейшим законом этики профессионала должно быть служение читателям. Читатель может и не оценить до конца усилия библиотекаря, но добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей сотрудниками библиотеки способствует большему доверию со стороны читателей, а соблюдение этических норм – лучший способ упрочить статус библиотек.

Проблему привлечения и закрепления молодых специалистов в библиотечном деле смело можно назвать международной: проблема эта актуальна и жизненно важна также и для казахстанских библиотек. Кадровую ситуацию в библиотеках страны Библиотечная ассоциация Республики Казахстан характеризует сегодня тремя основными показателями: старение, текучесть, "вымывание".

Заработная плата библиотечных работников традиционно низкая, некомфортные условия работы зачастую приводят к тому, что из библиотек уходят молодые, но уже опытные сотрудники. Система доплат действует в основном в отношении тех, кто имеет стаж работы не менее 5 лет. Существует реальная необходимость в разработке комплекса мер по социальной защите и созданию условий для творческого и карьерного роста молодых библиотечных специалистов. Старение штата руководителей библиотек, заведующих отделами требует создания резерва руководителей среднего звена, привлечения к управленческой работе творчески активной, деятельной молодежи.

По результатам "Аналитического обзора деятельности библиотек системы МКИ РК в Казахстане за 2007 год " в библиотеках в последние годы отмечается старение кадров, слабое обновление кадрового потенциала. Процент специалистов с библиотечным образованием в возрасте до 30 лет ничтожно мал, молодежь не видит своего будущего в библиотечной сфере.

Число молодых специалистов в библиотеках Казахстана до 30 лет составляет около 926 человек; от 40 лет и старше составляет 5 801 человек. Соответственно высок и процент работников со стажем работы от 10 до 20 лет и более 25 лет.

Перед молодыми сотрудниками не видна перспектива карьерного роста. Руководящие должности занимают специалисты старшего возраста, тормозя естественную сменяемость (обновляемость) и карьерные передвижения перспективных молодых сотрудников. Очевидна ситуация стагнации профессионального роста. В отрасли необходима разработка политики преемственности кадров.

Повышение квалификации несет основную нагрузку по адаптации библиотекарей к выполнению новых обязанностей связанных с повышением социальной роли библиотек в местном сообществе. Поствузовское образование восполняет недостаток знаний выпускников учебных заведений, вызванного разрывом между образовательным процессом и динамично развивающейся библиотечной Планируется проведение курсов повышения квалификации и организация семинаров на базах республиканских и областных тренинговых центров. Новая, нацеленная на качество библиотека зависит от молодых лидеров, которые создают внутренние условия успеха. В республиканских центра развития библиотек необходимо запланировать организацию выездных семинаров-тренингов по развитию психологической компетентности и обучению основам управления и лидерства.Формирование резерва руководителей среднего звена из числа молодых специалистов также является требованием времени. Будет выявлены молодые специалисты, из числа желающих и имеющих реальный потенциал для вхождения в резерв на выдвижение и сформирована база данных «Золотой запас». Выявленная группа будет целенаправленно обучаться современным принципам управления в библиотеке. Будет предоставлена возможность применения полученных знаний, умений и навыков из области управления на практике: работа дублером заведующей своего или другого структурного подразделения.

Информационное и методическое обеспечение специалистов

Профессиональный рост не возможен без самообразования, следовательно необходимо сделать доступными для молодых специалистов как можно более широкий круг профессиональных изданий через подписку не только на печатные периодические издания, но и на подписные полнотекстовые научные базы данных для библиотекарей.

Молодой специалист должен уверенно ориентироваться в развитии библиотечной отрасли в стране, быть в курсе всех инновационных проектов, знать историю библиотек Казахстана, знать имена специалистов старшего поколения, внесших весомый вклад в развитие библиотечного дела Казахстана. С этой целью необходимо инициировать создание таких баз данных, как «Кто есть кто в библиотеках Казахстан», «Успешные проекты библиотек Казахстана», «100 молодых». При этом, молодые специалисты сами должны администрировать эти базы данных, собирать и обрабатывать сведения для заполнения баз данных - то есть выполнять всю организационно - методическую работу.

Кроме того, необходимо поручить молодым специалистам участие в выпуске библиотечной газеты, где молодые специалисты из разных регионов страны могли бы выступать собственными корреспондентами.

Привлечение молодых библиотекарей в процессы работы по администрированию библиотечных сайтов, баз данных, выпуску газет, проведению профессиональных чатов и видеоконференций, ведению блогов (виртуальных дневников) на профессиональные темы даст возможность молодежи почувствовать свою востребованность, научиться принимать решения, разрабатывать видение проектов, брать ответственность на себя, расти профессионально.

Следующим этапом нашей работы стали анкеты: «Библиотекарь XXI века. Каким он должен быть?».

Когда библиотекари ЦБС разрабатывали эти анкеты, то предполагали, что отвечать на них будут исключительно взрослые читатели (вопросы нам показались сложными), но на практике оказалось, что детям, начиная с 5-го класса, это тоже было любопытно и вполне по силам. Ответы читателей были очень интересны, показали неординарное мышление многих наших пользователей, их заинтересованность, стремление ответить на поставленные вопросы.

Анкетирование «Библиотекарь XXI века. Каким он должен быть?» ставило своей целью выявить отношение современных детей к профессии библиотекаря, какие качества и какие знания и навыки необходимы библиотекарю наших дней и будущего, какие из них со временем будут утрачены, отомрет ли наша профессия в будущем и если да, то когда.

Результаты анкетирования оказались совершенно неожиданными: для детей не так важны наши профессиональные и деловые качества («Стремление нести культуру в массы», «Работоспособность», «Систематичность в работе и умение структурировать информацию»), хотя у библиотекаря будущего они должны быть выше («Ум», «Эрудированность», «Знание литературы и английского языка», «Навыки работы на компьютере», «Самосовершенствование», «Многофункциональность» и др.). Самое важное для ребенка, приходящего в библиотеку, - это наши человеческие качества, которые в том или ином виде назвал практически каждый из отвечавших на вопросы анкеты («Доброта, доброжелательность» - 57 %, «Любовь к детям и книгам» - 21 %, «Терпение, тактичность» - 19 %, «Чувство юмора» - 11 % и т.д.). Это свидетельствует о недостатке гуманного отношения к детям, а именно это они зачастую ищут, в том числе и в библиотеке, но в то же время опасаются, что именно эти качества со временем будут утрачены людьми нашей профессии.

Все респонденты понимают, что будущее библиотечного дела связано в том числе и с автоматизацией и компьютеризацией («Знание компьютеров», «Умение работать в Интернете», «Знание современных технологий»,- 39 %). Большинство читателей не верят, что профессия библиотекаря отомрет в обозримом будущем («Профессия библиотекаря не отомрет» - 50 %, «Отомрет через 100-200 лет» - 11 %, «Отомрет в 2999 году - 2 %»).

Результаты анкетирования, возможно, не могли оказать реального влияния на нашу непосредственную работу, но они показали, каким видят взрослые и дети библиотекаря, показали тот идеал, к которому мы должны стремиться.

В развитии библиотеки, ориентированной на пользователя. Особое значение приобретает кадровая политика. Стержнем хорошего управления персоналом является побуждение сотрудников к тому, чтобы они захотели включиться в ориентированный на пользователя подход.

Библиотекарь должен не только рекомендовать читателю интересные новинки в соответствии с жанровыми и тематическими предпочтениями каждого, но и ставить перед собой задачи приобщить читателей к высоким образцам изящной словесности, помочь ему проникнуть в ткань сложного текста.

Библиотечная профессия является одной из самых интересных и увлекательных в том отношении, что каждый день приносит знакомство с новыми книгами, свежими номерами газет и журналов, новыми людьми, возникают неповторимые конкретные ситуации.

Служа другим - растешь и сам. Академик Д. Лихачев назвал библиотекаря ученым, который работает не над одной «своей» темой, а над многими «чужими» темами. Это ученый, целиком отдающий себя другим.

Профессия библиотекаря требует активной позиции, связи с жизнью. Все, что делается в стране, - это кровное дело библиотекарей.

Высокое педагогическое мастерство - профессиональная черта библиотекаря. Как педагог, он должен прежде всего любить людей, помогать читателям выработать систему знаний, дифференцированно походить к различным категориям читателей, учитывать особенности их информационных запросов, помогать ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате, доходчиво объяснять и проверять качество усвоения материала. А это требует от специалиста такта и вместе с тем настойчивости.

Людям этой профессии свойственны чуткость, отзывчивость, вежливость, внимательность. Принцип «Все для читателя» - основной для библиотекаря. Но если библиотекарь человек равнодушный, если в процессе общения с читателем у него возникают чувство раздражения, скука, апатия, значит, профессия выбрана ошибочно.

Для настоящего библиотекаря читатель - это не статистическая единица, а человек с индивидуальными особенностями и запросами.

Специфической чертой библиотечного специалиста является знание книги. Он должен воспринимать книгу в ее взаимосвязях, а главное - представлять, кому она предназначена. Потому библиотекарь должен постоянно работать над собой. Систематическое, организованное, последовательное чтение является профессиональной чертой библиотечного работника. Профессия требует и развития организаторских качеств. Библиотекарю необходимо знать основы управления, прогнозирования.

Сегодня работа с читателями предъявляет к специалисту определенные коммуникативные требования: контактности, общительности, эмоциональности, умения понимать и слушать, находить нужный тон в разговоре. Работа на абонементе, в читальном зале позволяет проявить эти качества.

Какими же этическими чертами должен обладать библиотекарь, работающий на абонементе, и что он должен знать? В первую очередь он должен пропагандировать лучшую литературу, находить подход к каждому читателю, понимать его запросы и интересы, уметь рассказать о книгах, давать сравнительный анализ источников. Кроме того, работник абонемента должен проводить различные массовые мероприятия; хорошо ориентироваться в потоке литературы; оперативно вести библиографические разыскания; знать фонды и каталоги; организовывать информационную работу; проводить библиографические обзоры, дни информатора; устраивать выставки-просмотры.

Чтобы все это делать, специалисту необходимо методами агитационно-пропагандистской, справочно-библиографической и информационной работы; методами изучения читателей (индивидуальной и массовой работы с ними); методологией библиотековедческих исследований; техническими средствами.

Одной из важных форм индивидуальной работы является беседа: о правилах пользования библиотекой, о каталогах, о новых поступлениях и т.д. Библиотекарь должен первым начать беседу или незаметно побудить читателя сделать это, т.е. выступить в роли психолога, постараться понять психологию читателя. Следует оперативно и доброжелательно откликнуться на запросы читателя; выбирать применительно к каждому из них действенный способ влияния.

Личность человека, есть культура, общая эрудиция, умение хорошо излагать свои мысли, вести дискуссию… Часто эти черты библиотекаря оказывают решающее воздействие на интересы читателей, способствуют более глубокому восприятию смысла общения.

Контакт с читателем должен быть неформальным, доверительным. Не случайно за советом в выборе книг читатель предпочитает обращаться к одному и тому же библиотекарю. Положительное отношение к специалисту возникает не только потому, что он хорошо ориентируется в фонде, но и из-за его доброжелательности, способности непринужденно и увлекательно вести беседы, охотно помогать в выборе книг. поэтому настоящему библиотекарю свойственно сопереживание, осознание индивидуальной неповторимости другого человека. Даже выбор литературы должен соответствовать настроению читателя. Дать читателю книгу, необходимую именно ему в нужный момент, - вот задача библиотекаря. Порой нужны и советы, и рекомендации. Поэтому требуется определенная степень близости и взаимопонимания с читателем.

Проблемы культуры общения особенно значимы, ибо контакты с людьми разных возрастов, вкусов, профессий должны занимать большую часть времени библиотекаря. Так, например, в разговоре с подготовленным читателем требуется быстрая реакция. К людям старшего возраста лучше обратиться по имени-отчеству.

Очень важен доверительный стиль, взаимопонимание. Не новость для библиотекарей, что в «часы пик» устаешь и не всегда контролируешь свои эмоции. Поэтому необходимо формировать у себя навыки кртического анализа психологических ситуаций, возникающих в библиотечной повседневности.

Общение с читателем - это обмен информацией. Не многие знают, что 40 % информации передается интонацией речи. А многие ли помнят, что помимо текста существует подтекст? Иногда «открытие» этих истин приходит в конфликтных ситуациях.

Огромную роль играет тон разговора. В отказе «нет» читатели порой чувствуют подтекст… «Как вы все мне надоели».

Общение с читателем не сводится только соблюдению определенных правил этикета. Контакты предполагают владение психологической культурой. Начинается она с постижения человека, мира его чувств и мыслей. Знания эти помогают библиотекарю точно определить ролевые позиции читателя и в соответствии с этим построить свою тактику общения.

Каждому библиотекарю надо выработать у себя культуру общения. Следует помнить, что без готовности работать для людей общение будет бессодержательным. Содержательное общение - это всегда творчество, в котором нравственные и педагогические аспекты переплетаются, взаимопроникают.

Для библиотекарей, осуществляющих постоянный контакт с читателями, умение по-деловому общаться становится не только важным, но и профессионально необходимым качеством, поэтому к речи библиотекаря предъявляются повышенные требования. Библиотекарь постоянно должен работать над своей дикцией, образностью и выразительностью речи. Особое значение имеет частота и четкость произношения, связность, логичность, богатство словарного запаса, ясность при поставке вопросов и ответов, оптимальная для восприятия скорость речи.

Наблюдательность крайне важна для библиотекаря. Без нее он не заметит, удобно ли в библиотеке читателю, как он работает с каталогами, как реагирует на манеру общения с ним, обращает ли внимание на выставки, стенды, не портит ли книги и т.д.

Библиотекарь должен быть внутренне собран. Способность к длительной работе без ухудшения ее качества и снижения темпа - не только волевое качество, но и признак выносливости, физического здоровья. Библиотекарь должен уметь длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость.

Общительность, личное обаяние, приятная внешность - эти черты так же необходимы библиотекарю. Хороший психологический климат в библиотеке создают жизнерадостность, чувство юмора, эмоциональность, чувство коллективизма.

Высокий уровень работы с читателями, творческая атмосфера в библиотеке находятся в прямой зависимости от таких качеств библиотекаря, как дисциплинированность, аккуратность, деловитость, творческий подход к делу.

Итак, можно определить личностные качества которыми должен обладать библиотекарь, занимающийся обслуживанием читателей. Во-первых, способностью критически анализировать явления, факты; уметь выбирать из общего объема необходимую информацию, схватывать суть проблемы; во-вторых, быть внимательным, уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; в-третьих, обладать деловыми качествами, заставлять себя делать любую необходимую работу; в-четвертых, обладать коммуникативными качествами: уметь вести деловую беседу, доходчиво доносить до читателя свои мысли, находить нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от индивидуальных особенностей читателей, и, наконец, в-пятых, грамотно говорить, связно и логично излагать свои мысли.

Таким образом, библиотекарь - это высокообразованный человек, владеющий основами психологии читателей, педагогическим мастерством, ориентирующийся в многообразии издательской продукции, умеющий использовать технические средства в работе, знающий основы информатики, пропагандист, организатор.

Библиотекарь не имеет права быть равнодушным, заносчивым, злопамятным, излишне горячим, фамильярным, сварливым, консервативным, неряшливым, слишком экстравагантным.

В библиотечной прессе все отчетливее звучит мысль о влиянии личных качеств библиотекаря на удовлетворенность читателя и, следовательно, на образ библиотеки в общественном сознании. Так, один специалист-филолог из США, работая во многих библиотеках и архивах Франции, пришел к достаточно, может быть, банальному но очень важному выводу: низкое качество обслуживания и особенно плохая доступность имеющихся в фондах документов чаще всего связаны исключительно с произволом и недобросовестностью библиотечного персонала.

Отношение к работе - это проблема, которая существует во многих сферах деятельности. Американская библиотечная ассоциация уделяет систематическое внимание профессиональной этике библиотекаря с 1939 г. В кодексе этики 1981 г. закреплены принципы, обязывающие библиотекарей обеспечивать высокий уровень обслуживания, противостоять попыткам цензуры библиотечных материалов, оберегать право пользователей на сохранение тайны получаемой информации, не допускать получения выгоды за счет пользователей, коллег или библиотеки. Российским специалистам известны также пять библиотечных постулатов Ш. Ранганатана, которые в определенной степени можно считать кодексом профессиональной этики. Этическая сторона библиотечного труда связана с правами на интеллектуальную свободу и доступ к информации, что отмечается во многих публикациях. Этический и профессиональный уровень библиотекарей нередко довольно низок: они не всегда предупредительны, терпимы и внимательны к посетителям и пользователям, время читателей ценят меньше, чем собственное, отстает от современных требований справочно-библиографическое обслуживание, минимальны знания иностранных языков, порой не хватает знаний и в области библиотечного дела.

Интересно, что профессиональная этика библиотекаря рассматривается в широком социальном и морально-нравственном контексте. Замечено, например, общее снижение уровня трудовой морали. Которое произошло от однозначно сформулированности мировоззренческих позиций. Этические ценности сместились в сторону моральной индифферентности. Равнодушие к потребителю, читателю стало, к сожалению, нормой, результатом чего является во многом социальная невостребованность библиотек.

Кодекс профессиональной этики должен закрепить изменения в социальном статусе библиотек и библиотекарей. Этические нормы библиотечной профессии сегодня должны формироваться с пониманием того, что в нынешней трудной жизненной ситуации люди приходят в библиотеку не только за книгами, но и ради общения для восстановления душевного комфорта.

Таким образом, вполне очевидно, что меняться должны не только читатели, фонды, материально-техническая база библиотек, но и библиотекари. Им предстоит трезво и самокритично оценивать свои личные возможности, личное влияние на формирование атмосферы, делающей библиотеку привлекательной для читателя и, следовательно, нужной обществу.

библиотекарь этика кодекс квалификация

Этика – часть философии, объектом изучения которой является мораль. Прежде чем говорить о профессиональной библиотечной этике, нужно вспомнить, что основные задачи библиотеки сформулированы в Федеральном законе «О библиотечном деле». Закон гарантирует, а библиотека соответственно осуществляет «права человека, общественных объединений, народов и этнических обязанностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на научную, культурную и образовательную деятельность».
Библиотека рассматривается как информационное, культурное и образовательное учреждение. Следовательно, осуществлять перечисленные задачи профессионально можно только при условии, что в индивидуальной системе ценностей библиотечного работника особо значимыми являются знания и непрерывный процесс информационного потребления.

Библиотекарь – это вечный ученик. Отечественные библиотековеды считают: «…если библиотекарь не пребывает в состоянии постоянного ученичества, он неэтично относится к своим профессиональным обязанностям». Примером повышения профессионализма является действующая в Научной библиотеке ДВГУ «Школа начинающего библиотекаря», где занимаются сотрудники, пришедшие в коллектив без стажа библиотечной работы. В библиотеке ДВГУ школа начинающего библиотекаря работает 6 лет. Результативность выражается в более быстрой профессиональной адаптации библиотекарей неспециалистов к условиям работы в вузовской библиотеке. Итогом обучения является защита рефератов.
Профессиональная мораль библиотекаря имеет мировоззренческую направленность, что превращает ее не только в совокупность тех или иных норм и запретов, но и во внутреннюю упорядоченную систему, определенное мировоззрение. Моральные требования предъявляются ко всем членам общества, поэтому закономерно возникает вопрос: а существует ли особая профессиональная этика и в чем ее сущность?
Профессиональная этика – это совокупность нравственных норм, регулирующих поведение представителей определенных социальных групп общества, принадлежащих к данной профессии.
Каких же нравственных качеств требует от библиотекаря его профессия? Прежде всего – профессиональное предоставление информации, умение общаться с читателем, выстраивать с ним отношения, преследуя цели его культурного, профессионального роста.
Библиотечная этика имеет ярко выраженный гуманистический аспект. Библиотекарь должен быть альтруистом - любить человека, уметь ценить в каждом личность и человеческое достоинство. И поэтому нравственный долг библиотекаря – создать атмосферу приветливости, доброжелательности. Главное в профессии библиотекаря – непосредственное общение с людьми, а принцип, положенный в основу этого общения - постоянное внимание к их интересам, стремление наиболее полно удовлетворить читательские запросы. Читатель – желанный гость, а не докучный, надоевший посетитель. В условиях работы вузовской библиотеки, обслуживающей большое количество читателей, это требование предполагает особые качества, также относящиеся к разряду профессионально-этических.
Каковы этические проблемы библиотечного обслуживания и вытекающие из них требования к этике общения библиотекаря? Восточная мудрость гласит: «Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют». Этика общения предписывает библиотекарю, во-первых, слышать не себя, а собеседника, во- вторых, демонстрировать готовность понять и выполнить просьбу читателя, в-третьих, сохранять спокойный, доброжелательный тон, даже если читатель позволит себе какие-либо нарушения этикета. Из интереса к человеку, неравнодушия вытекает и желание понять его, поэтому высокий профессионализм требует еще и знания психологии, умения разбираться в людях, адекватно откликаться на их поведение и состояние. Способ общения максимально должен соответствовать индивидуальным особенностям обратившегося к вам человека. Но это не значит, что читатель навязывает вам свою форму общения. Наоборот, неоднократно замечалось, например, как читатель-студент, начинающий разговор игривым, развязным, иногда даже вульгарным тоном, моментально перестраивается, если встречает подчеркнуто вежливое, спокойное и уважительное общение. И в любом случае, главный моральный запрет – недопустимость унижения личности. Внушайте собеседнику сознание его значимости, проявляйте уважение к его мнению. Общение должно быть равноправным.
Особо стоит вопрос о приоритетном обслуживании.
Допустимо ли привилегированное обслуживание, может ли оно зависеть от социального положения, возраста, должности? Бесспорно, на отношение профессионала к читателю не повлияет ни его внешний вид, ни национальная принадлежность, ни социальный статус. Но как быть, если книга одновременно затребована, например, профессором и студентом?
Этика выражает нравственную сторону поступка. Его внешнее проявление диктуется этикетом. Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Соблюдение норм этикета, следование им считается само собой разумеющимся. «Зачем нужны эти церемонии?» - считают некоторые.
О значении и роли культурно-ритуализованного поведения много размышляет австрийский биолог, философ Конрад Лоренц.
В книге «Агрессия» он утверждает, что «ритуал перерастает свою первоначальную функцию коммуникации и приобретает способность выполнять две новые, а именно – сдерживание агрессии и формирование связей между особями одного и того же вида. В повседневной жизни мы не осознаем, что их назначение состоит в торможении агрессии и в создании социального союза. Функция манер как средство постоянного взаимного умиротворения членов группы становится ясной средой сразу же, когда мы наблюдаем последствия выпадения этой функции.
Я имею в виду не грубое нарушение обычаев, а всего лишь отсутствие таких маленьких проявлений учтивости, как взгляды или жесты, которыми человек реагирует на появление другого человека.
Игнорирование – неисполнение этого маленького ритуала – такое поведение вызывает раздражение и агрессивное поведение».
Главным все же остается общение, поэтому так важна роль речевой культуры библиотекаря. Владение речью, всем ее богатством – это показатель и общей культуры, и профессионализма, и знания правил этикета.
Если библиотекарь допускает грубые речевые ошибки, у читателей складывается о нем определенное представление. Повышение речевой культуры должно стать частью профессионального роста библиотекаря. «Извиняюсь», «ложить», «позвонит» (с ударением на втором слоге), «каталог» (с ударением на втором слоге), «что хотели?» – это самые яркие примеры речевых погрешностей.
Речь библиотекаря должна быть литературной, из нее исключаются просторечия, вульгаризмы и жаргонные слова. Есть речевые стандарты, облегчающие любое общение. Их набор должен быть в арсенале профессионала и должен им использоваться. Они помогают выстраивать отношения и читателями, и с коллегами.
В заключение хочется сказать, что вопросы профессиональной этики играют заметную роль в деятельности библиотекаря. Именно этика призвана создавать деловую атмосферу, повышать уровень культуры библиотекарей, а тем самым и статус библиотеки, и престиж библиотечной профессии.

Н.В. Попова
зав. сектором ЗНБ ДВГУ


Кодекс профессиональной этики
библиотекаря муниципального автономного учреждения культуры
«Централизованная библиотечная система г. Орска»


ПРЕАМБУЛА

Настоящий Кодекс определяет нравственные основы профессиональной деятельности библиотекаря муниципального автономного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система г. Орска» (далее — библиотекарь).
Библиотекарь руководствуется следующими убеждениями:
— библиотека является необходимым и важнейшим учреждением, выполняющим информационную, образовательную, культурную, досуговую и другие функции, отвечающие потребностям личности и общества в целом;
— распространение знаний и информации является важным условием общественного развития, модернизации и процветания культуры города, способствует социальной стабильности и справедливости;
— библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития и распространения культурного достояния, духовных традиций культуры города;
— гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии;
— общественный характер библиотечной профессии основывается на чувстве социальной ответственности.

В ОТНОШЕНИЯХ С ОБЩЕСТВОМ БИБЛИОТЕКАРЬ

— руководствуется профессиональным долгом, а не личными взглядами или предпочтениями политических, экономических, религиозных и других организаций;
— противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным барьерам при обеспечении доступа пользователей к информации, знаниям и культурному наследию;
— соблюдает установленные законом меры по предотвращению использования информации в целях насилия, распространения расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации;
— способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп, представленных в обществе;
— стремится к развитию партнерских отношений с органами власти, общественными организациями и различными учреждениями в целях содействия развитию библиотек и повышения их социальной значимости.

В ОТНОШЕНИЯХ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ БИБЛИОТЕКАРЬ

— уважительно и доброжелательно относится ко всем пользователям, реальным и потенциальным;
— обеспечивает высокое качество библиотечных услуг и высокий уровень культуры общения;
— обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации и знаний, в том числе посредством современных информационно- коммуникационных технологий;
— обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям и инициирует участие пользователя в культурной жизни региона;
— обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное обслуживание, вне зависимости от их пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения, политических или религиозных убеждений, состояния физического здоровья;
— способствует социализации личности, формированию гражданского сознания;
— содействует развитию информационной культуры личности;
— пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения;
— содействует интеллектуальному и духовному развитию пользователей-детей и юношей;
— не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу;
— защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответственности.

В ОТНОШЕНИЯХ С КОЛЛЕГАМИ БИБЛИОТЕКАРЬ

— проявляет доброжелательность, уважение и честность;
— участвует в формировании корпоративной культуры коллектива и следует ей в целях эффективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи;
— способствует профессиональному становлению молодых кадров;
— соблюдает принцип конфиденциальности личной информации;
— стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества;
— результаты сторонней интеллектуальной деятельности использует добросовестно, не допуская плагиата.

ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕЙ ПРОФЕССИИ БИБЛИОТЕКАРЬ

— стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации, культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения своей социальной миссии и профессионального долга;
— прилагает усилия к повышению социального престижа своей профессии и признанию ее перспективной роли в информационном обществе;
— заботится о своем внешнем виде как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии;
— в ходе профессиональной деятельности не допускает получения личной материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег, книготорговых фирм и других поставщиков товаров и услуг;
— не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной профессии, заботится о ее высоком общественном признании.

СОБЛЮДЕНИЕ КОДЕКСА

Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести и профессиональной ответственности каждого библиотекаря.

/Разработан на основе Кодекса этики российского библиотекаря, принятого Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XVI Ежегодная сессия, 26 мая 2011 г., город Тюмень/

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ БИБЛИОТЕКАРЯ - СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И.Г. Кононова, магистрант

Гуманитарный институт Северо-Кавказского федерального университета (Россия, г. Ставрополь)

Аннотация. В статье обсуждается значение Кодекса профессиональной этики библиотекаря как основы нового профессионального сознания библиотекарей России. Интерес к этическим проблемам обслуживания, к самому Кодексу в профессиональной среде весьма значителен. Успешность его реализации зависит от интеллектуальных и моральных усилий каждого библиотекаря, ответственно относящегося к своим профессиональным обязанностям и понимающего миссию библиотеки в сложном современном мире. Ключевые слова: Кодекс профессиональной этики библиотекаря, этика, эстетика.

В последние годы профессионализм и нравственность культуры библиотечного сообщества приобретают всё большее значение, что объясняется современной жизнью, её ритмами и большими информационными возможностями. Библиотека - это место, где постоянно идёт выстраивание различного рода взаимоотношений. В основе этих отношений, их этическим и моральным фундаментом является Кодекс профессиональной этики.

Если мы обратимся к истории кодексов профессиональной этики, то заметим, что первые универсальные моральные кодексы появились очень давно, это были своды религиозных правил - десять заповедей Ветхого Завета. А вот одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей. Затем появляется множество других профессиональных кодексов, в которых отражались представления о профессиональном долге, обязанностях по отношению к коллегам, отношении к продукту своего труда.

До настоящего времени проблемы профессиональной этики, к сожалению, ещё не оценены в полной мере; при этом имеется в виду не их теоретическая значимость, а конкретное применение в сфере человеческих профессиональных отношений.

Кодексы этики обычно вырабатываются в профессиональных организациях. Они перечисляют те социальные функции, ради поддержания которых существует организация, и заверяют, что данные функции

будут выполняться в соответствии с высокими моральными нормами. Они служат обществу гарантией качества и несут информацию о стандартах и ограничениях деятельности работников в той области, для которой кодексы разработаны. В наше современное время «Кодекс профессиональной этики - это, прежде всего, опубликованные утверждения о системе ценностей и нравственных устремлениях людей, принадлежащих к определённой профессии, свод норм правильного поведения, которое считается уместным для человека той профессии, к которой дынный кодекс имеет отношение» . И главным, определяющим понятием здесь является этика, основой которой являются идеалы, мораль, принципы нравственности и совести.

Если же говорить о Кодексе профессиональной этики библиотекарей, то Российская библиотечная ассоциация (РБА) среди множества внутренних документов, консолидирующих, регулирующих и определяющих характер взаимоотношений между организацией и обществом, одним из первых документов приняла «Кодекс профессиональный этики российского библиотекаря». Это произошло 22 апреля 1999 года на Конференции РБА. Необходимость принятия этого документа объясняется сокращением правового регулирования некоторых сфер деятельности при формировании правового государства, и в первую очередь, - в области идеологии и гуманитарных отношений. Поэтому различные гражданские объединения, к которым относится РБА, самостоятельно взяли

на себя регулирование взаимоотношений, в том числе и возникших в различных профессиональных группах. Для библиотекарей эта проблема особенно важна не только потому, что в ходе профессиональной деятельности они вступают в этические взаимоотношения, но и, прежде всего, потому, что объектом деятельности библиотекарей является человек, личность. Профессионально составленный кодекс этики отражает все ценности и нравственные идеалы профессии. В нем сформулированы обязательства по отношению к библиотекарям, библиотекам, читателям и обществу в целом. Все положения кодекса можно считать добровольными. Никаких санкций, помимо моральных, за нарушение в кодексах библиотечной этики различных стран не предусмотрено, это касается и России. Основной задачей при разработке этического кодекса является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, а если взглянуть шире - корпоративной культуры, которая направлена на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности. Корпоративность означает сплочённость, единство, которое обеспечивается не только штатным расписанием. Факторы этого единства носят скорее духовный характер, связаны с единством взглядов, стремлений, оценок, с общностью сознания, разделяемых идей и установок. Корпоративный дух - это некое внутреннее начало, определяющее поведение, действия, решения людей. Именно корпоративная культура даёт действенную основу для развития этики деловых отношений, служебного этикета, являющихся основой для Кодекса профессиональной этики, формирующего стиль отношений в коллективе. И здесь тесно переплетаются формальные и неформальные элементы служебного взаимодействия. Даже то, что на первый взгляд лишено личностного содержания (например, приказы, инструкции, директивы) приобретает психологическую окраску.

Понятия «этика» и «этикет» очень близки, поэтому соблюдение и выполнение правил Кодекса профессиональной этики невозможно без соблюдения этикета. Этикет - это всегда внутренняя культура личности, но только в органичном соединении с нравственным началом, культурой специалиста. Формы этикета не являются застывшими, принятыми раз и навсегда, они меняются с развитием общества, социальной жизни, психологии быта и во многом зависят от культуры общества. Этикет в библиотеке имеет глубинные корни, это живая ткань культуры библиотеки. Библиотекарям хорошо известны важнейшие принципы этикета: вежливость, тактичность, обязательность, пунктуальность, являющиеся слагаемыми успеха.

Кодекс профессиональной этики необходим не только как регламентирующий документ, как и где себя вести, как разговаривать, но и как документ-помощник, заглянув в который всегда можно найти правильный ответ. При этом понятно, что никакой документ не поможет и не выручит в ответственный момент, если сам человек не обладает определёнными навыками и значительным багажом знаний.

Главное в профессии библиотекаря -непосредственное общение с людьми, а принцип, положенный в основу этого общения, - постоянное внимание к их интересам, стремление наиболее полно удовлетворить читательские запросы. Об этом говорится и в Кодексе профессиональной этики: «библиотекарь строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и её информационным потребностям» .

Профессиональная этика библиотекаря существует, прежде всего, для качественного обслуживания посетителей библиотек. От библиотекаря требуется профессиональное предоставление информации, умение общаться с читателем, выстраивать с ним отношения, преследуя цели его культурного, профессионального, духовного роста.

Не подлежит сомнению, что профессионализм, качество и результаты труда библиотечного специалиста непосредст-

венно связаны с уровнем его интеллектуальной культуры. «Под интеллектуальной культурой библиотекаря мы понимаем целостное соединение таких профессионально значимых качеств, как: широкая эрудиция, профессиональная компетентность, методические знания, гибкость и адаптивность мышления, получение новых знаний, практических умений и навыков» . Интеллектуальная культура конкретно и ощутимо помогает при общении в профессиональной сфере. Порой не задумываясь над Кодексом профессиональной этики, а возможно даже не зная о нём, библиотекарь с высокой интеллектуальной культурой поступает именно так, как того требует ситуация общения. А вот коммуникативная неподготовленность, некомпетентность, а иногда и безграмотность являются причиной того, что библиотечный работник не может выполнять свои профессиональные обязанности.

В последние годы одной из наиболее острых проблем в связи с формированием информационного общества и внедрением в практику библиотек информационных технологий становится проблема доступности информации, и сотрудники сталкиваются с проблемами этического характера, особенно там, где отсутствуют правовые нормы поведения библиотекаря. Может ли Кодекс этики регулировать подобные ситуации? Понятно, что это документ рекомендательный, предусмотреть все конкретные ситуации невозможно, но и таких задач документ не ставит. Главное в Кодексе не описание того, какими библиотечные работники должны стать, а указания на то, к чему они должны стремиться, непрерывно развиваясь и совершенствуя своё профессионально мастерство.

Практически всё, в том числе и отношения, которые складываются вокруг

нас, в первую очередь зависят от нас самих. И здесь главное - сделать своеобразный шаг навстречу себе, быть лучшим в своей профессии с чувством социальной ответственности. Любой библиотечный коллектив, в том числе и коллектив Ставропольской краевой библиотеки для молодежи имени В.И. Слядневой, считает главным умение сочетать в своей профессиональной деятельности основные положения Кодекса с индивидуальным, творческим подходом в решении библиотечных задач и проблем. Встречая своих читателей на творческих мероприятиях, говоря с ними о чтении и книгах, библиотекари стремятся к интеллектуальному диалогическому общению. Они смотрят на мир глазами своего читателя, уважают его как уникальную личность, строят взаимоотношения на взаимопонимании и стремлении быть главным помощником в его информационных запросах. В коллективе молодежной библиотеки работают люди разного возраста, но это не мешает им, выполняя свои профессиональные обязанности, не забывать, что каждый из них тоже личность, поэтому внимание, дружелюбие, готовность помочь в любой ситуации являются основой всех коллективных отношений. Крепкий корпоративный дух делает работу более интересной и нужной читателям. Но ведь именно для них они и работают. Желая помочь другим, сотрудники библиотеки мотивируют себя на получение знаний, расширение спектра своих увлечений, интересов. Кодекс профессиональной этики для библиотекарей - не статичный документ, а действенный современный помощник в нравственном выборе профессионального поведения и деятельности.

Библиографический список

1. Ванеев, А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение. - СПб.: Профессия, 2001. - 104 с.

2. Голубева, Г.А Этика: учебное пособие. - М. Издательство «Альфа» - Пресс, 2011. -368 с.

3. Колесникова, М.Н. Управление персоналом библиотеки: учеб.-практ. пособие. -СПб.: Профессия, 2001. - 56 с.

4. Кошевая, И.П., Канке, А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 304 с.: ил. - (профессиональное образование).

5. Психология и этика делового общения: учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 327 с.

6. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. - 123 с.

7. Ястребова, Е.М. Пособие по корпоративной культуре библиотеки. - М.: ГПНТБ России, 2008. - 160 с.

THE LIBRARIAN"S CODE OF PROFESSIONAL ETHICS - STANDARD OF PROFESSIONAL CONDUCT

I.G. Kononova, graduate student

Humanitarian institute of the North-Caucasus federal university (Russia, Stavropol)

Abstract. The article discusses the importance of the Code of Professional Ethics of the librarian as the basis for the new professional consciousness of Russian librarians. Interest in ethical issues of service, to the Code itself in a professional environment is very significant. The success of its implementation depends on the intellectual and moral efforts of each librarian, who responsibly relate to his professional duties and understands the mission of the library in a complex modern world.

Keywords: Code of professional ethics of the librarian, ethics, aesthetics.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы