Годовой грузооборот. Повышение эффективности работы склада и определение оптимального размера складских запасов. Показатели, характеризующие эффективность использования площадей склада

Транспортная логистика

Условие задачи

Грузооборот;

Фондоотдачу;

Рентабельность;

Прибыль;

Производительность труда;

Численность работников;

Себестоимость перевозок.

Таблица 4.1 Исходные данные для решения

№ п/п Показатель ж/д А/Т В/Т ТК
84 ()
Численность работников
26 060 10 400 29 000 8700 11700 2340 66 700 21440
%
% ?0
6,0 12,0 22,0 16,0
Финансовые инвестиции, усл.

млн руб., в основные производственные фонды, в оборотные средства

108 20

Алгоритм решения задачи

Шаг 1, Расчет грузооборота

Грузооборот - это произведение перевозимых грузотонн на среднюю дальность пути следования; выражается в тонно-кило­метрах, исходя из которого в дальнейшем определяется общий до­ход от перевозок, так как доход приносит каждый километр по пути транспортирования грузов. Иначе говоря, предприятие, до­пустим, во временных рамках получает доход от каждой рабочей единицы времени, а если взять по перевозкам в частности - то от каждого километра (либо от другой, присущей конкретному региону единице, например США применяет единицу расстояния к милям).

Грузооборот рассчитывается по формуле 1:

Гp = W nep xl (1)

где W ne р - общий объем перевозок; l - средняя дальность перевозок.

Примечание : среднюю дальность из условия деловой игры мы понимаем под средней дальностью перевозок в оба конца, т.

Как правильно рассчитать тонно-километры

е. пере­возка грузов с учетом возвращения транспорта в исходное место назначения. А в случае если дана дальность перевозок только в одно направление, то этот показатель дальности надо умножить на два.

Определим, какой грузооборот имеет место в транспортном комплексе:

По железнодорожному транспорту до инвестирования капитала:

Гр = 2,8 х 240 = 672 млн ткм;

после инвестирования:

Гр инвест = 3,12 х 240 = 748,8 млн ткм;

По автотранспорту до инвестирования капитала:

Гр = 2 х 260 = 520 млн ткм;

Гр инвест = 2,12 х 260 = 551,2 млн ткм;

По воздушному транспорту до инвестирования капитала:

Гр = 0,2 х 390 = 78 млн ткм;

после инвестирования капитала:

Гр инвест = 0,32 х 390 = 124,8 млн ткм;

По всему ТК до инвестирования:

Гр = 5 х 250 = 1250 млн ткм;

после инвестирования в Ж/Д:

Гр инвест = 5,32 х 250 = 1330 млн ткм;

после инвестирования в А/Т:

ГР инвест = 5,12 х 250 = 1280 млн ткм;

после инвестирования в В/Т:

Гр инвест = 5,12 х 250 = 1280 млн ткм.

Читайте в этой же книге:Шаг 4. Расчет прибыли транспортной компании | Шаг 5. Определение рентабельности | Шаг 7. Изменение уровня производительности труда | Шаг 9. Оценка экономической эффективности | Индивидуальные задания для самостоятельного решения | mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.1 сек.)

Как посчитать грузооборот

Советы Эксперта — Бизнес-консультанта

Грузооборот – это работа транспорта по перевозке грузов для предприятия, отрасли, государства, исчисляется в тонно-километрах, иногда применяют показатель тоннаж.

Для характеристики грузооборота у государства, какой- либо территории, конкретного направления, реки и т.д. применяют ту и другую единицу измерения.

Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути в Вашем бизнесе.

Краткое пошаговое Бизнес-руководство

Итак, приступим к действиям, настроившись на положительный результат.

Шаг — 1

Помните, что для характеристики грузооборота какой-либо станции, транспортного объекта, транспортного узла в качестве измерителя применяют только тоннаж.

Грузооборот показывает объем экономической связи между государствами, районами, предприятиями, хозяйственными образованиями, также он указывает на пропускные возможности у транспортных объектов.

Грузооборот Транспорта — Экономический словарь 12.11.2010 Грузооборот Транспорта Определение, значение, понятие, термин, смысл в Экономическом словаре параметр работы транспорта, рассчитываемый как произведение веса перевозимого за определенное время груза

По грузообороту можно определить, как развиты связи, торговля, экономическая активность в определенный период и т.п. Рост грузооборота указывает на рост торговли и развитие экономики, а падение грузооборота наоборот указывает на уменьшение экономической активности. Значительное падение грузооборотов обычно наблюдаются в периоды кризисов. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг — 2

Допустим, в течение года автомобили перевезли 6 млн. тонн груза на среднее расстояние 160 км, то годовой грузооборот этого предприятия равен 960 млн. тонно-километров.

Грузооборот — Экономический словарь 12.11.2010 Грузооборот Определение, значение, понятие, термин, смысл в Экономическом словаре — основной показатель работы транспорта. Исчисляется как произведение количества перевезенного груза и расстояния пер

Показатели грузооборота применяют при распределении доходов, в планировании, в изменении затрат материалов, труда, оборудования и др. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг — 3

Знайте, что весь грузооборот разделяют на 5 составляющих, учитывая вид транспорта:

1. Грузооборот железных дорог. Железнодорожный транспорт считается самым массовым и дешевым видом транспорта.

2. Грузооборот водного транспорта. Тоже дешевый вид транспорта, но есть недостаток, это сезонность работы.

3. Грузооборот автомобильного транспорта.

Грузооборот воздушного транспорта. Это самый дорогой вид перевозок, но он незаменим, когда нужно доставить грузы в труднодоступные места.

Грузооборот Порта — Экономический словарь 12.11.2010 Грузооборот Порта Определение, значение, понятие, термин, смысл в Экономическом словаре количество грузов в тоннах, прошедших через порт за определенный промежуток времени. Экономическое определение

5. Грузооборот трубопроводного транспорта. Сегодня это самый перспективный вид транспорта для транспортировки газообразных и жидких грузов.

По характеру связей грузооборот бывает внутренний (районы, дороги, узлы, станции и т.п.; внутри их ввоз, вывоз, транзит, внутренние перевозки), внешний (импорт, экспорт, международный транзит) .

Надеемся ответ на вопрос — содержал полезные для Вас сведения. Удачи!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой — Поиск по сайту.

Ключевые теги: Бизнес

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.

Грузооборот — это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Основная характеристика грузооборотов

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е.

партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость - на железнодорожном и речном транспорте;

коносамент и манифест - на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная - на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость - на воздушном транспорте.

Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы - грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт - в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт - при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт.

2.9 Расчет грузооборота

Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

1. Железнодорожный транспорт, грузооборот

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки - большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.

2. Грузооборот автомобильного транспорта

Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые - для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи - для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции.

3. Морской грузооборот

Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.

4. Воздушный транспорт, грузооборот

Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка - позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.

7. Виды услуг, включаемых в систему транспортного обслуживания

Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели - именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост - это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

Относительные показатели.

Они характеризуют изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительные величины динамики называют темпами роста и прироста.

Источники

Википедия - Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru - Экономический словарь

academic.ru - Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru - Статьи

bank24.ru - Словарь экономических терминов

kgau.ru - Учебно-методический комплекс

5. Грузооборот контейнерного терминала НУТЭП

6. Порт РФ

8. Грузооборот терминала сухих грузов за 2001-2011 гг. (тыс. тонн)

9. Грузооборот в отдельных странах мира

10. Грузооборот в %

Шаг 1, Расчет грузооборота

Транспортная логистика

Условие задачи

Транспортный комплекс осуществляет доставку продукции по­требителям в среднем количестве 5000 тыс. т, в том числе:

Железнодорожным транспортом - 2800 тыс. т;

Автомобильным транспортом - 2000 тыс. т;

Воздушным транспортом - 200 тыс. т.

Требуется определить изменение основных показателей рабо­ты различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений, рассчитав:

Грузооборот;

Фондоотдачу;

Рентабельность;

Прибыль;

Производительность труда;

Численность работников;

Себестоимость перевозок.

Примечание. Период до инвестирования принимаем за базовый, а после инвестирования - за плановый.

Исходные данные показателей предприятия по видам транс­порта представлены в табл. 4.1.

Таблица 4.1 Исходные данные для решения

№ п/п Показатель ж/д А/Т В/Т ТК
Средняя дальность перевозок, км
Основные производственные фонды, усл. млн руб.
(Оборотные фонды, усл. млн руб. 84 ()
Численность работников
Эксплуатационные расходы, в том числе накладные, усл. тыс. руб. 26 060 10 400 29 000 8700 11700 2340 66 700 21440
Удельный вес условно-постоянных расходов, % от общей суммы эксплуатационных расходов
Доля работников, зависящих от объема работ, % ?0
Доходная ставка, усл. коп. на 1 ткм 6,0 12,0 22,0 16,0
Финансовые инвестиции, усл. млн руб., в основные производственные фонды, в оборотные средства 108 20
Прирост объема перевозок за счет дополнительных инвестиций, тыс. т

Алгоритм решения задачи

В литературе по грузовым перевозкам довольно часто встречается такое понятие, как «грузооборот».

Совсем нелишним будет знать, что представляет собой этот термин и в чем он измеряется.

Грузооборот – это общий объем перевезенных грузов (экономический показатель работы транспорта) по определенному объекту (транспортное средство, отрасль, предприятие, государство).

Грузооборот измеряется в тонно-километрах, но зачастую используют показатель суммарного тоннажа перевезенного груза. В масштабах страны или отдельного района для измерения объем перевозок используют сразу обе единицы измерения. Для оценки работоспособности транспортного средства или определенного предприятия используют только суммарный вес груза в тоннах.

В мировом масштабе с помощью грузооборота оцениваются торговые отношения между государствами, а в транспортной отрасли показатель грузооборота определяет пропускную способность отдельных объектов. Увеличение международного оборота грузов означает развитие экономики и торговли. Экономический кризис приводит к снижению объемов перевозимых грузов. Неустойчивость грузооборота между районами или областями указывает на сложности в транспортной системе, в работе фирм, а также на слабые межрегиональные экономические связи.
Показатель грузооборота используют в статистике и планировании для того, чтобы измерить эффективность труда на транспорте.

Грузооборот разных видов транспорта

Чтобы оценить грузооборот конкретного вида транспорта, общий показатель соотносят с показателем в определенной транспортной сфере.


Железнодорожный транспорт.

Достаточно экономный и распространенный вид транспорта. По сети железнодорожных путей в Российской Федерации транспортируется 4/5 всего грузооборота государства. Постоянное развитие и расширение сети путей сообщения дает возможность повышать объемы транспортируемых грузов. Общая оценка грузооборота по стране позволяет резюмировать, что величина расходов на перевозку напрямую зависит от ширины сети железных дорог.

Водный транспорт.

Достаточно выгодный вариант перевозки груза, единственным и главным условием которого является наличие водных путей. Перевозка речным транспортом возможна только летом, так как зимой реки замерзают. В теплое время года по водным путям доставляется 10-15% всего грузооборота страны.

Грузоперевозки по морю

– зачастую международные доставки, на долю которых приходиться от 4% до 7%. Водный транспорт - достаточно экономичный вариант, но его доступность ограничена природными условиями.

Трубопроводный транспорт.

В основном его используют для транспортировки жидких грузов и летучих смесей. По средствам трубопровода передается нефтегазовые производные, аммиак и прочие химические вещества. Львиную долю экспортных поставок нефти и газа в Российской федерации производится по трубопроводу. Прокладка новых трубопроводных трасс определяет увеличение грузооборота в этой отрасли.

Автомобильный транспорт.

Этот способ транспортировки целиком и полностью зависит от наличия автомобильных дорог и их качества. В основном автопоставки носят локальное значение, то есть груз доставляется с одного предприятия на другое, с порта на предприятие и т. д. Перевозка автотранспортом не требует дополнительных погрузочно-разгрузочных работ, которые снижают прибыль, и потому рентабельнее. Автотранспортом груз доставляется к месту назначения без лишних затрат и задержек. Маневренность и многообразие автомобильного транспорта подчеркивает его необходимость для доставок большие расстояния любых объемов грузов.

Воздушный транспорт.

Среди всех видов перевозок он самый дорогой. Главное преимущество – это скорость доставки груза туда, где отсутствуют транспортные сообщения. А таких мест на территории РФ достаточно, что делает грузооборот авиаперевозок достаточно высоким.

Суммарная оценка грузоперевозок по каждому виду транспорта дает возможность определить насколько развита отрасль и ее потребность в обновлении и постройке новых линий сообщения. Еще общая оценка дает возможность выявлять уровень значимости определенной сферы во всем грузообороте.

F1 = 60 ∙ Т

где Т – годовой грузооборот, т/год

При построении графика функции F2 - величина условно-постоянных затрат принимается равной 500 тыс. руб./год.
График функции (Z) строится на основании тарифной ставки за хранение товаров на наемном складе.

Зависимость (Z) (зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота) определяется по следующей формуле:

(Z) = p Sн 365

где – p = 5 руб.суточная стоимость использования грузовой площади наемного склада (тариф на услуги наемного склада);
365 – число дней хранения на наемном складе за год.
Расчет потребной площади наемного склада выполняется по формуле:
Sн = (З Т) / (Д Н)

где – потребная площадь наемного склада, кв.м.;
З - размер запаса в днях оборота = 80 дней;
Д - число рабочих дней в году = 250;
Н - нагрузка на 1 кв.м. площади при хранении на наемном складе, т/кв.м. = 3 тонны

Для построения графика функции принять следующие значения входящих в формулы показателей:

График функции строится из предположения, что она носит линейный характер. Имеем:


грузооборот в год (Т), тонны F1, руб F2, руб F3, руб Z, руб
0,00
0,11
0,21
0,32
3,65 0,39
3,711 222,66 722,66 0,40 722,4
4,1 0,44
4,2 0,45
4,3 0,46
4,4 0,47
4,5 0,48
0,53
0,64
0,75
0,85
0,96
1,07

Рисунок 3. График грузооборота безразличия

Задача 2. Рассчитать суммарную эффективность от применения складской формы поставки материалов при известных данных. Годовая потребность в материалах 500 тыс. шт., число рабочих дней в году 240, Цена единицы материала 315 руб.. Производственный запас в днях до начала применения складской формы составлял 17 дней, после начала применения сократился до 8 дней. Коэффициент эффективности капитальных вложений 0,27. Суточные расходы по хранению единицы запаса составляют 30% от его цены. Капитальные вложения на 1 тонну хранимого груза 45 руб.



Задача 3. Компания решила использовать склад для расширения рынка сбыта. Руководство предполагает, что годовой грузооборот склада составит 350тыс. тонн при среднем сроке хранения запасов 15 дней. Число рабочих дней в году 268, нагрузка на квадратный метр площади склада 1,5 тонны. Определите целесообразность приобретения компанией собственного склада, если стоимость использования одного квадратного метра площади наемного склада в сутки составляет 4,5 руб. Постоянные затраты, связанные с функционированием собственного склада составляют 1700 тыс. руб.в год. Переменные затраты на единицу хранимого груза 27 руб. Рассчитайте срок окупаемости собственного склада, если затраты на его строительство составляют 5320 тыс. руб.

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота .

Грузооборот — это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Грузооборот (Freight turnover) - это

Основная характеристика грузооборотов

грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. Политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость - на железнодорожном и речном транспорте;

И манифест - на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная на товар - на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость - на воздушном транспорте.

Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы - грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия .

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт - в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт - при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки - большая начальная стоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.

Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые - для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи - для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, провод, маслопровод, провод. Преимущество трубопроводного транспоПреимуществото у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля затрат на начальные и конечные операции.

Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.

Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка - позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.

Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели - именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период . В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост - это разность между исследующим уровнем ряда иприростущим (или базисным).

Относительные показатели.

Они характеризуют изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительные величины динамики называют темпами роста и прироста.

Источники

Википедия - Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru - Экономический словарь

academic.ru - Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru - Статьи

bank24.ru - Словарь экономических терминов

kgau.ru - Учебно-методический комплекс


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Синонимы :

Для определения эффективности любого предприятия, экономической отрасли, потребуется посчитать множество показателей. Один из них грузооборот.

Что такое грузооборот? А это количество перевезенного груза на отдельном виде транспорта или на конкретном предприятии. Показатель может рассчитываться в рамках одной отрасли или государства.

Единица измерения

Основная единица измерения грузоперевозок - это тонно-километры. Суммарный тоннаж выполненных перевозок может определяться просто в тоннах. Для определения грузоперевозок в рамках страны или отдельного района применяются обе единицы. Такой показатель отражает развитие страны или отдельной отрасли, административной единицы.

Если же показатель определяется для отдельной транспортной единицы или узла, то рассчитывается только суммарный вес в тоннах или килограммах, для более мелких партий.

Масса транспортируемого газа определяется в кубических метрах с последующим перерасчетом на тонны.

Объем груза определяется по формуле - количество груза за определенный промежуток времени. Этот показатель отражает эффективность отдельно взятого транспорта или пропускного пункта.

Виды

Что такое грузооборот и его виды? Рассмотрим этот момент. Виды грузооборота разделяют по видам транспорта. Показатель «раскрывает» возможности определенной транспортной отрасли.

Железнодорожный грузооборот . Самый доступный и распространенный вид транспорта в большинстве стран - железнодорожный. Несмотря на экономический спад, даже в нашей стране продолжается прокладка железнодорожных путей. Именно на железнодорожный транспорт приходится 4/5 всех перевозок нашей страны.

Водный грузооборот. Водный транспорт самый дешевый в любой стране, но производить перевозки этим транспортом можно только при наличии речек и морей. Речная навигация в большинстве стран возможна только в летний период, тем более, если речь идет о нашей стране. Поэтому в России перевозится лишь 15% всех грузов, а речным около 7%.

Виды грузооборотов включают автомобильный транспорт. Несмотря на дороговизну, именно эти перевозки обеспечивают сообщение между предприятиями внутри страны, позволяют обеспечить доставку в труднодоступные регионы. По сравнению с ж/д груз автомобилем намного быстрее.

Воздушные грузоперевозки. Пожалуй, это самый дорогой вид транспорта, поэтому используется только при крайней необходимости. позволяет доставить груз в те места, где нет железнодорожных и автотранспортных веток. Для РФ авиагрузооборот значительный, так как территория страны огромная, с наличием труднодоступных регионов.

Трубопроводный грузооборот . Это вид транспорта применим исключительно для газообразных и жидких грузов. Традиционно это газ и нефть, также по трубам могут транспортироваться химические вещества, аммиак. Прирост грузооборота таким видом транспорта определяется исключительно монтажом новых веток.

Портовый грузооборот

Что такое грузооборот для порта? Этот показатель отображает количество груза, проходящего через конкретный порт за определенный промежуток времени.

Грузооборот - это основной показатель, отображающий технико-экономическое значение инфраструктуры порта. Полученные данные используются для проведения анализа и дальнейшего планирования производственной деятельности.

По структуре грузооборот характеризуют:

  • по роду груза;
  • по направлению (импортные и экспортные операции);
  • по виду плавания (малый и большой каботаж, заграничные перевозки);
  • сезонные показатели;
  • равномерность поступления и отгрузки грузов за определенный промежуток времени.

В отличие от грузопереработки, грузооборот выражается всегда в тоннах. При учитывается только один раз, по факту завершения производственного процесса в порту. Грузопереработка включает в себя весь объем перегрузочных работ и может выражаться не только в тоннах, но и в тонно-операциях. В расчет берутся абсолютно все перегрузочные работы, даже не связанные с морским грузооборотом, к примеру, хранение и перегрузка товара из порта не морским транспортом. Поэтому именно этот показатель отображает полную картину производственного процесса в порту.

Что такое грузооборот и что в него не включается? При определении показателя, в расчет не берутся грузы, подлежащие дальнейшей отправке автомобильным или другим транспортом, и те, которые прибыли в порт ж/д или автотранспортом.

Последние статистические данные морских портов

В целом, за период с января по июль 2017 года, грузооборот России в морских портах увеличился на 10,5%, если сравнивать с тем же периодом за предыдущий год.

Ситуация по регионам:

Грузооборот порта в основном формируется за счет грузов, доставка которых не ограничена по времени. В зависимости от расстояния до конечного пункта назначения, доставка по воде в среднем длится 30-40 суток, при условии, что за это время не будет ураганов и шторма. В то же время, морской транспорт - это возможность перевозить практически любые товары, а выход к морю имеют 120 стран. Помимо этого, в сфере международных морских перевозок действуют единые стандарты и единое правое поле.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы