Волонтерское движение законодательство. Добровольчество на «дядю»? Пять минусов законопроекта о волонтерстве. Что изменится для организаторов

Юрист Василий Романец - о том, кому развязывают руки формулировки внесенного в Госдуму законопроекта о добровольчестве (волонтерстве).

Перефразируя известное изречение, можно сказать: кто не хочет (или не хотел быть) добровольцем, у того нет сердца, а кто хочет (или хотел бы) заработать на добровольцах - у того нет совести. Желание конвертировать свою энергию в деньги или иной доход не предосудительно, но недопустимо там, где счастье не в деньгах и коммерция неуместна.

Президент РФ неоднократно обращал внимание на то, что добровольчество и волонтерство – это «прежде всего, бескорыстное и искреннее служение благородным и созидательным целям», имеющее колоссальный социальный потенциал, который должен быть обязательно востребован». Законодателям стоит не семь, а семьдесят раз отмерить, прежде чем установить правила, по которым будет развиваться эта сфера. Сделать это нетрудно, если серьезно отнестись к критическим замечаниям и предостережениям экспертов от НКО, хорошо знакомых с «подводными камнями» в данной области. В последнем законопроекте о добровольцах (волонтерах) таких камней немало, они названы по именам, но субъекты законодательной инициативы их в упор не видят.

Волонтеры. Фото со страницы Марафона «РУСАЛ» «ВКонтакте»

Современное добровольческое и волонтерское движение, конечно же, нуждается в регулировании, с этим никто не спорит, и вопрос о правовом решении этой проблемы стоит на повестке дня законодателей с 2013 года. Но уж очень непривычен объект регулирования, стандартные подходы для него не годятся, вопросов при обсуждении очередного законопроекта больше, чем ответов…

Минус первый – декларативный

В пояснительной записке к законопроекту указано, что «задачей законопроекта является формирование единого подхода к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства)» и он «уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество», что позволит устранить сложившиеся к настоящему времени противоречия между рядом нормативных правовых актов в этой сфере». Уравнивание происходит очень просто: авторы ставят между понятиями знак равенства (взмах волшебной палочки), объявляют их тождественными, и – о чудо! – все расхождения, все нестыковки, над которыми эксперты бьются с 2013 года, якобы исчезают.

Однако, сколько ни повторяй слово «халва», во рту сладко не станет. Та же история с добровольцами и волонтерами: сколько ни прячь волонтеров в скобки, разница между ними и добровольцами сохраняется. Собственно, своим появлением в 2007 году термин «волонтер» обязан именно необходимости зафиксировать его отличие от термина «доброволец», а заодно и дистанцироваться от благотворительной деятельности (см. ФЗ от 01.12.2007 №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года…»). В действующем законодательстве определения терминов «доброволец» и «волонтер» закреплены в разных федеральных законах и имеют два существенных отличия, которые не могут исчезнуть только потому, что понятия объявили тождественными:

1) сфера деятельности. Добровольцы осуществляют свою деятельность в сфере благотворительности, волонтеры действуют исключительно в сфере физической культуры и спорта (за редким исключением, возможным при соблюдении определенных жестких ограничений);

2) безвозмездность деятельности . Деятельность «добровольца» полностью безвозмездна, это соответствует таким принципам благотворительной деятельности, как бескорыстность и безвозмездность. Деятельность «волонтера» исключает возможность предоставления ему денежного вознаграждения, однако про другие формы вознаграждения закон умалчивает, следовательно, неденежные компенсации теоретически возможны. Это противоречит принципам благотворительной деятельности и не позволяет волонтерам этой деятельностью заниматься.

Внесенный законопроект, добиваясь равенства между добровольцами и волонтерами, идет на прямое нарушение принципов бескорыстности и безвозмездности, предлагая закрепить право добровольца «получать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, поддержку в форме бесплатного, льготного или внеочередного получения услуг, предоставляемых государственными или муниципальными учреждениями и организациями» (п. 5 ч. 1 проектируемой статьи 17.1).


Фото: волонтерыпобеды.рф

Таким образом, техническое отождествление терминов «доброволец» и «волонтер», которое предлагает законопроект, не устраняет противоречий, а добавляет новых, что может привести к появлению двух институтов с различным правовым статусом и разным правовым регулированием, но… с идентичным названием.

Кстати, существующее разделение терминов «доброволец» и «волонтер» вполне позволяет применять на практике нормы, регулирующие правовой статус этих разных институтов. Никакой нужды объявлять эти термины тождественными нет. Конечно, на бытовом уровне, в СМИ и на уровне органов власти (мероприятия, программы, переписка) они часто взаимозаменяются, но это же не повод для внесения изменений в закон. И уж точно не критерий четкости правовой базы.

Минус второй – спортивно-коммерческий

Законопроект предлагает распространить благотворительную деятельность на профессиональный спорт, по действующему закону это исключено.

Что такого необыкновенного случилось за последнее время с профессиональным спортом, что ему вдруг на равных с детской дворовой командой понадобилось содействие благотворителей (не путать со спонсорами!), авторы законопроекта умолчали. А ведь это изменение в корне противоречит сути благотворительной деятельности, потому что «профессиональные спортивные соревнования» и «профессиональный спорт», по факту, являются предпринимательской деятельностью (см. п.п.10.3, 11 ст. 2 ФЗ от 04.12.07 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Минус третий – организационно-партийный

Согласно действующему законодательству, добровольческая деятельность может осуществляться исключительно в рамках благотворительной деятельности, как наиболее соответствующей самой природе добровольчества. Авторы нового законопроекта, похоже, усомнились в этом и предлагают новое определение термина «добровольческая (волонтерская) организация», дополнив перечень некоммерческих организаций, которые могут заниматься благотворительной деятельностью, автономными некоммерческими организациями (АНО) и ассоциациями (союзами). Но ни для кого не секрет – уж для юристов-то точно, – что ни АНО, ни ассоциации, ни союзы для благотворительной деятельности не предназначены и не могут ею заниматься. Эксперты не раз и не два обращали внимание на эту ошибку в предыдущих законопроектах, но авторы опять включают в проектируемую норму АНО и ассоциации (союзы). Зачем? Непонятно.

Равно как непонятно и то, куда делась прямая оговорка относительно политических партий, которые тоже не могут быть добровольческими (волонтерскими) организациями. Любопытно, что на стадии общественного обсуждения законопроекта на портале regulation.gov.ru данная оговорка была , но в тексте законопроекта, внесенном на рассмотрение Думы, ее нет. Оговорку в Думу не взяли! Из этого следует, что запрета нет и что политическим партиям можно привлекать добровольцев (волонтеров). Какие перспективы открываются! Вот только не имеют они отношения ни к благотворительности, ни к сфере физической культуры и спорта. И это еще одно очень серьезное противоречие действующему законодательству.

Минус четвертый – коррупционный

Законопроект предлагает определение «организатора добровольческой (волонтерской) деятельности», которое практически совпадает с термином «добровольческая (волонтерская) организация». Разница лишь в том, что организацией могут быть только НКО, а организатором – граждане (т.е. физические лица), любые организации (как некоммерческие, так и коммерческие), органы государственной власти и местного самоуправления.

При этом никаких отличий в деятельности организации и организатора нет: и те, и другие привлекают добровольцев (волонтеров) на постоянной или временной основе, и те, и другие имеют право руководить их деятельностью.

Честно говоря, допуск коммерческих организаций к организации добровольческой и волонтерской деятельности – это уже не минус, а настоящая мина (!), кстати не очень замедленного действия. Похоже, что авторы законопроекта совершенно забыли о том, что основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, а это совсем не по пути с добровольцами. Более того – это порождает серьезные риски злоупотреблений, в частности при оформлении в качестве добровольцев фактических работников организации и уклонении от уплаты налогов и сборов с фонда заработной платы.

Кроме того, авторы документа, судя по всему, упустили из виду, что деятельность коммерческих организаций так же, как и деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (которые также любезно приглашены в число организаторов добровольцев), не направлена на достижение общественно полезных целей. И коммерческие организации, и органы власти разных уровней решают другие задачи - тоже важные, но другие, в связи с чем требует доработки ч. 4 проектируемой статьи 17.1.

Но и это еще не все. В качестве «вишенки на торт» реформа допускает оказание государственной поддержки «организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности», в том числе и коммерческим организациям, органам государственной власти и местного самоуправления… Какие перспективы грозят открыться! Правда, формы поддержки в законопроекте пока не конкретизируются, но это уже не принципиально.

Минус пятый – терминологический

И, наконец, последняя, на первый взгляд не особо заметная, но очень важная, даже знаковая деталь. В тексте законопроекта используется терминология, неприменимая к сфере добровольчества, а именно термин «труд» (см ч.7 ст.5, п.7 ч.1 проектируемой статьи 17.1). В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 15), трудовые отношения априори являются возмездными, поэтому не могут быть применены к деятельности гражданина в качестве добровольца.

Принятие документа в текущей редакции приведет к «огосударствлению» сферы добровольчества, породит возможности для злоупотреблений правом и коррупции и, в конечном счете, дискредитирует добровольчество как вид благотворительной деятельности. По действующему законодательству, привлекать добровольцев могут только НКО, и это не случайно. Любая попытка эксплуатации добровольцев, тем более с опорой на закон, очень быстро обнулит тот самый «колоссальный социальный потенциал», который, по словам Президента РФ, обязательно должен быть востребован.

О какой четкой правовой базе деятельности НКО может идти речь, когда, согласно законопроекту, организатором добровольческой деятельности может стать любой, кому вздумается, будь то физическое или юридическое лицо, или даже какая-то политическая партия! Где гарантии, что они не будут использовать добровольцев и волонтеров в своих личных интересах? Нет таких гарантий в законопроекте. Зато есть многочисленные отступления от действующего законодательства, которые объективно ведут к ухудшению ситуации в сфере добровольчества.


Фото: волонтерский отряд «Пепел Чернобыля»

Получается, что в результате требования президента о необходимости снять все барьеры для развития добровольчества авторы документа сняли барьеры для всех, кто хочет иметь доступ к этому святому делу. Безотносительно намерений, которыми руководствуются желающие руководить добровольцами и волонтерами.

Сейчас в волонтерских и добровольческих проектах участвует много молодежи, школьников и студентов. Без сомнений, их привлекает «бескорыстное и искреннее служение благородным и созидательным целям», однако в правовом отношении молодежь зачастую беззащитна. Поэтому задача законодателей – не хлопотать об интересах тех, кто хочет организовывать, руководить и получать господдержку за добровольцев и волонтеров, а беспокоиться о том, чтобы молодежь всегда имела возможность и условия, чтобы направить свою энергию действительно на эти самые «благородные и созидательные цели».

Василий Романец - эксперт Ассоциации «Юристы за гражданское общество» . Ассоциация оказывает правовую поддержку и содействие всем некоммерческим организациям России. Некоммерческое партнерство профессиональных юристов существует с 2006 года в Москве, сейчас ассоциация работает по всей России.

Вносит: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Проект: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ (ВОЛОНТЕРСТВЕ)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок ее осуществления, а также меры по поддержке добровольчества (волонтерства).

2. Отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных, дружеских или добрососедских отношений, не являются предметом регулирования настоящего Федерального закона.

3. Особенности осуществления отдельных видов добровольческой (волонтерской) деятельности могут устанавливаться иными федеральными законами.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера);

добровольческая (волонтерская) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

получатель помощи добровольца (волонтера)– физическое лицо, юридическое лицо, социальная группа, общество в целом, которые нуждаются в помощи добровольцев (волонтеров) и в интересах которых осуществляется добровольческая (волонтерская) деятельность;

добровольческая (волонтерская) организация – социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающая к своей деятельности добровольцев (волонтеров), от имени и по поручению которой действует доброволец (волонтер);

добровольческое (волонтерское) объединение – объединение граждан, созданное для решения определенных социальных задач посредством осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

координатор добровольцев (волонтеров) – ответственное лицо в добровольческой (волонтерской) организации, отвечающее за привлечение добровольцев (волонтеров), организацию их работы и координацию их деятельности;

добровольческая (волонтерская) программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социально значимых задач, реализуемый с использованием труда добровольцев (волонтеров);

добровольческая (волонтерская) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками которого являются добровольцы (волонтеры);

личная книжка добровольца (волонтера) – документ установленной формы, которым подтверждается деятельность физического лица в качестве добровольца (волонтера);

информационная сеть добровольчества (волонтерства) – открытый информационный ресурс, созданный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включающий в себя возможности ведения электронных дневников и создания виртуальных сообществ, а также механизмы продвижения общих ценностей для содействия добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 3. Основные принципы добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1) безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров);

2) свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности;

3) гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;

7) безопасности для своей жизни и жизни окружающих;

8) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.

2. Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.

3. Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.

Статья 4. Цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Целями добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

1) оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней;

2) безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;

3) формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.

2. К задачам добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

    1. помощь государству в решении его социальных задач;
    2. помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности жизнедеятельности, экозащиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации;
    3. получение гражданами навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
    4. подготовка кадрового резерва добровольцев (волонтеров);
    5. формирование механизмов вовлечения граждан в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения;
    6. развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда молодежи.

Статья 5. Основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности

  1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в форме:

1) индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;

3) добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) организацию.

2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

1) оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;

2) участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;

3) участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;

4) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;

5) участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;

6) участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга;

7) ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;

8) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;

9) участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;

10) иная добровольческая (волонтерская) деятельность.

Глава 2. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 6. Уполномоченный орган

1. Уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий поддержку и стимулирование добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации и иные полномочия в области добровольческой (волонтерской) деятельности, установленные статьей 7 настоящего Федерального закона. Уполномоченный орган определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия уполномоченного органа

  1. К полномочиям уполномоченного органа относятся:
  2. формирование и реализация государственной политики в области поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности;
  3. разработка программ развития и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации;
  4. оказание имущественной, организационной, информационной, методической и консультационной поддержки добровольцам (волонтерам) и добровольческим (волонтерским) организациям;
  5. регистрация добровольцев (волонтеров), выпуск личных книжек добровольцев (волонтеров) и ведение общероссийского реестра добровольцев (волонтеров);
  6. организация электронной упрощенной регистрации добровольцев (волонтеров);
  7. ведение реестра добровольческих (волонтерских) вакансий;
  8. организация информационной сети добровольчества (волонтерства).
  9. В целях реализации своих полномочий уполномоченный орган проводит заседания, рабочие совещания, конференции, обучающие семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, информация о которых размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  10. Уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» реестр добровольческих (волонтерских) вакансий, а также краткую информацию о добровольцах (волонтерах) (фамилия, имя, отчество и присвоенный добровольцу (волонтеру) персональный идентификационный номер).
  11. По представлению добровольческих (волонтерских) организаций уполномоченный орган может проводить награждение наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).

Статья 8. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Организатором добровольческой (волонтерской) деятельности могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организационные комитеты и другие организации, привлекающие для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) самостоятельно либо через добровольческие (волонтерские) организации.

2. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности:

  1. участвует в реализации добровольческих (волонтерских) программ;
  2. размещает в информационной сети добровольчества (волонтерства) сведения о добровольческих (волонтерских) вакансиях, имеющихся у организатора добровольческой (волонтерской) деятельности;
  3. создает добровольцам (волонтерам) необходимые условия для выполнения добровольческой (волонтерской) деятельности;
  4. в случае самостоятельного привлечения добровольцев (волонтеров) осуществляет записи в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров).

3. Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

Статья 9. Добровольческая (волонтерская) организация

  1. Добровольческая (волонтерская) организация реализует добровольческие (волонтерские) программы и проекты совместно с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, другими добровольческими (волонтерскими) организациями или самостоятельно.
  2. Добровольческая (волонтерская) организация разрабатывает и проводит добровольческие (волонтерские) акции.
  3. Добровольческая (волонтерская) организация привлекает добровольцев (волонтеров) из общероссийского реестра добровольцев (волонтеров) или ведет свой реестр добровольцев (волонтеров).
  4. Добровольческая (волонтерская) организация проводит инструктаж добровольцев (волонтеров), назначает координатора добровольцев (волонтеров), который осуществляет деятельность в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.
  5. В случае привлечения для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) добровольческая (волонтерская) организация делает записи в личных книжках добровольцев (волонтеров) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров).
  6. Добровольческая (волонтерская) организация для более квалифицированного выполнения добровольческой (волонтерской) деятельности имеет право привлекать организации, осуществляющие образовательную деятельность, для проведения обучения добровольцев (волонтеров), проводить специальные семинары, слушания, рабочие встречи, слеты добровольцев (волонтеров).
  7. Добровольческая (волонтерская) организация представляет кандидатуры для награждения наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).
  8. Добровольческая (волонтерская) организация выдает спецодежду и возмещает расходы добровольца (волонтера) на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочие затраты в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором.

Статья 10. Координатор добровольцев (волонтеров)

  1. Координатор добровольцев (волонтеров) назначается добровольческой (волонтерской) организацией, ответственной за реализацию добровольческой (волонтерской) программы, проекта или акции, из числа членов добровольческой (волонтерской) организации.
  2. В случае работы в зонах чрезвычайных ситуаций координатор добровольцев (волонтеров) руководствуется законодательством Российской Федерации, включая нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  3. Координатор добровольцев (волонтеров) инструктирует добровольцев (волонтеров), распределяет работу между ними, определяет место и объем работ каждого добровольца (волонтера), контролирует выполнение ими работы.
  4. Координатор добровольцев (волонтеров) взаимодействует непосредственно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и с иными добровольческими (волонтерскими) организациями.

Статья 11. Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право на:

1) свободный выбор своего участия в осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) свободное прекращение добровольческой (волонтерской) деятельности в любое время, если иное не предусмотрено гражданско-правовым договором, заключенным между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией;

3) получение достоверной информации о целях, задачах и содержании добровольческой (волонтерской) деятельности, об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, о добровольческой (волонтерской) организации, об их руководстве, принципах деятельности и организационном устройстве;

4) участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором;

6) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организации рекомендательных писем, а также на внесение записей в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев (волонтеров);

7) сохранение конфиденциальности персональных данных и иных сведений, переданных организатору добровольческой (волонтерской) деятельности;

8) замену производственной (ознакомительной) практики добровольческой (волонтерской) деятельностью при условии подтверждения выполнения работ записью в личной книжке добровольца (волонтера) либо иным документом;

9) обязательное страхование в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;

10) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности подарков в натуральной форме, стоимость которых не должна превышать установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах размер.

2. Доброволец (волонтер) обязан:

1) добросовестно выполнять задания, полученные от координатора добровольцев (волонтеров), а по завершении работы уведомить координатора добровольцев (волонтеров) о ее выполнении;

2) при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности соблюдать требования, установленные настоящим Федеральным законом, а также нормы, регулирующие осуществление определенного вида добровольческой (волонтерской) деятельности, с которыми доброволец (волонтер) должен быть ознакомлен координатором добровольцев (волонтеров);

3) соблюдать требования охраны труда, не причинять своей деятельностью вреда третьим лицам и окружающей среде;

4) соблюдать конфиденциальность информации, к которой доброволец (волонтер) имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) не передавать исполнение своих обязанностей по осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности иным лицам без согласия координатора добровольцев (волонтеров);

6) бережно относиться к материальным ресурсам и оборудованию, переданным ему в процессе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, и возвратить их по окончании работы.

Статья 12. Правовые условия осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности

  1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться физическими лицами, как зарегистрированными, так и не зарегистрированными в качестве добровольцев (волонтеров).
  2. Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется на добровольной основе уполномоченным органом в соответствии с установленными им правилами.
  3. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе гражданско-правового договора, заключаемого между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией, так и без заключения такового.
  4. Указанный в части 3 настоящей статьи гражданско-правовой договор должен быть заключен в письменной форме в случае, если организатором добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организацией предусмотрена выдача добровольцам (волонтерам) спецодежды и/или возмещение расходов добровольца (волонтера) на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат.
  5. Указанный в части 3 настоящей статьи гражданско-правовой договор заключается с лицами, достигшими 18 лет. Он может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет и объявленными полностью дееспособными в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать указанный договор с письменного согласия своих законных представителей.
  6. Права и обязанности добровольца (волонтера) в его отношениях с третьими лицами могут быть определены в доверенности, выдаваемой организатором добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 13. Добровольческая (волонтерская) деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность наравне с гражданами Российской Федерации. Такого рода деятельность на территории Российской Федерации не регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, не подлежит квотированию и не требует получения разрешения на работу.

2. Для иностранных граждан, вновь прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров), Федеральным законом может быть установлен особый, упрощенный порядок получения визы.

Статья 14. Порядок регистрации добровольцев (волонтеров) уполномоченным органом

  1. Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется путем заполнения электронной заявки на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»(далее – заявка).
  2. По итогам заполнения заявки добровольцу (волонтеру) автоматически присваивается идентификационный номер добровольца (волонтера).
  3. Форма заявки разрабатывается уполномоченным органом.
  4. На основании полученной информации уполномоченный орган ведет общероссийский реестр добровольцев (волонтеров).
  5. Все сведения, содержащиеся в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров), являются персональными данными и не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  6. Обработка сведений, включенных в общероссийский реестр добровольцев (волонтеров), в том числе хранение, уточнение (обновление, изменение), распространение, уничтожение, осуществляются уполномоченным органом на основании заявления добровольца (волонтера), подаваемого в электронной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

Статья 15. Личная книжка добровольца (волонтера)

  1. Личная книжка добровольца (волонтера), наряду с общероссийским реестром добровольцев (волонтеров), предназначена для учета добровольцев (волонтеров) и содержит сведения о деятельности добровольца (волонтера), его поощрениях и дополнительной подготовке.
  2. Форма личной книжки добровольца (волонтера) утверждается уполномоченным органом.
  3. Личная книжка добровольца (волонтера) выдается органом, определенным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на основании письменного заявления и идентификационного номера добровольца (волонтера), содержащегося в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров).
  4. Личная книжка добровольца (волонтера) оформляется на русском языке. В случае установления республикой, находящейся в составе Российской Федерации, своего государственного языка (государственных языков) за счет средств бюджета этой республики может быть изготовлена и включена в личную книжку добровольца (волонтера) дополнительная страница, на которой сведения о личности добровольца (волонтера) дублируются на государственном языке (государственных языках) этой республики.
  5. Личная книжка добровольца (волонтера) должна иметь идентификационную серию и номер, а также систему защиты от несанкционированного изготовления и подделки.

Статья 16. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности

При разработке и реализации в соответствии с настоящим Федеральным законом программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности могут быть предусмотрены следующие меры:

  1. материально-техническое обеспечение и субсидирование добровольческих (волонтерских) организаций и организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями;
  2. полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров) от оплаты государственных или муниципальных услуг в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  3. полное или частичное освобождение организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, и добровольческих (волонтерских) организаций от оплаты использования государственного или муниципального имущества;
  4. финансирование на конкурсной основе добровольческих (волонтерских) программ, добровольческих (волонтерских) мероприятий и добровольческих (волонтерских) акций;
  5. предоставление первоочередного права покупки билетов на все виды транспорта при отправлении к месту осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;
  6. иные виды поддержки, не противоречащие законодательству.

Глава 3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 17. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

  1. формирование и осуществление государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;
  2. разработка и реализация федеральных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;
  3. мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей добровольческой (волонтерской) деятельности, корпоративных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности и результатов реализации таких программ;
  4. формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества (волонтерства) в обществе;
  5. содействие развитию международного сотрудничества и обмена опытом в сфере добровольчества (волонтерства);
  6. разработка рекомендаций для учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, искусства и спорта по порядку привлечения добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) к участию в осуществлении деятельности этих учреждений;
  7. иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 18. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

  1. участие в осуществлении государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;
  2. разработка механизмов поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности на региональном уровне;
  3. разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих (волонтерских) акций;
  4. выдача личной книжки добровольца (волонтера);

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

  1. участие в осуществлении государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности на муниципальном уровне;
  2. разработка механизмов поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности на муниципальном уровне;
  3. разработка и реализация муниципальных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих (волонтерских) акций на территории соответствующего муниципального образования;
  4. создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества (волонтерства) на муниципальном уровне;
  5. иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 21. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

С 1 мая вступает в силу закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) ", который президент России подписал 5 февраля 2018 года. Документ вносит существенные изменения в закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", уравнивает понятия "волонтерство" и "добровольчество" и формирует единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества. Эксперты ассоциации "Юристы за гражданское общество" рассказали ТАСС, что изменится для некоммерческих организаций, органов власти и волонтеров.

Зачем принят новый закон?

Принять такой закон после встречи президента РФ Владимира Путина с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), благотворительных организаций и волонтерского движения 26 июля 2017 года. Тогда участники некоммерческого сектора сказали, что у них возникает немало проблем и сложностей в связи с разными подходами к работе с волонтерами и с документами, которые при этом необходимы.

Новый закон более четко определяет всех ключевых участников процесса в правовом поле.

Что именно меняет закон?

  • Уравнены понятия "волонтер" и "доброволец"

Впервые понятие "волонтер" появилось в российском законодательстве в связи с проведением Олимпиады в Сочи, а затем перешло в закон о физической культуре и спорте. А слово "добровольцы" использовалось в законе о благотворительной деятельности. И хотя для большинства из нас слова "волонтер" и "доброволец" — синонимы, юридически разница состояла в том, что в организации спортивных мероприятий участвуют волонтеры, а в благотворительной деятельности — добровольцы. Труд добровольцев является исключительно безвозмездным.

  • Определен статус добровольческих (волонтерских) организаций
  • Уточнены полномочия органов власти и местного самоуправления
  • Уточняется содержание договора с добровольцем (волонтером)

Что может получить доброволец (волонтер)?

Так же как и раньше, доброволец может получать поддержку в виде питания, формы, необходимого оборудования и средств индивидуальной защиты, а также оплату проезда до места назначения и обратно, страхование жизни и здоровья, психологическую помощь и возмещение расходов. Также доброволец может рассчитывать на информационную, консультационную и методическую поддержку в той форме, которая установлена организацией. Закон предусматривает для добровольца возможность получать поощрения и награждения за труд, в том числе в рамках конкурсов и программ всех уровней.

Что предполагает договор с добровольцем?

Если закон о физической культуре и спорте обязывает организации заключать договор с волонтером, то по закону о благотворительной деятельности договор с добровольцем не обязателен. С 1 мая вопрос, заключать или не заключать договор с добровольцем, также останется на усмотрение организации. Новшество состоит в том, что теперь более подробно описано содержание договора.

Так, в документе может быть прописано возмещение добровольцу расходов на наем жилого помещения, проезд, питание и на средства индивидуальной защиты, оборудование и спортивное снаряжение, а также оплата страховых взносов на медицинское страхование либо на страхование жизни или здоровья волонтера во время его добровольческой деятельности.

Юристы отмечают, что в договоре с добровольцем (волонтером) не должно быть никаких терминов трудового права (работа, отпуск, график, обязанности и т.д.). Даже подписав договор с организацией, доброволец может в любой момент отказаться от этой деятельности.

Что изменится для организаторов?

Закон вводит два совершенно новых понятия — организатор добровольческой деятельности и добровольческая организация. Статус организатора добровольческой деятельности могут получать НКО и физические лица, которые привлекают добровольцев к волонтерской деятельности. "С физическими лицами есть много вопросов. Во-первых, непонятно, какую деятельность в рамках закона может организовать физическое лицо с привлечением волонтеров. Во-вторых, в теории пока непонятно, как юридически это будет оформлено, как это будет выглядеть с точки зрения даже налогового законодательства", — отметили юристы.

Новый закон предусматривает, что добровольческие организации могут принимать программы развития добровольчества, получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, информировать граждан о возможностях стать добровольцами, участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества, создаваемых при органах госвласти и местного самоуправления, а также получать поддержку, предусмотренную законодательством РФ, например как социально ориентированная некоммерческая организация.

Что изменится для органов власти?

Теперь государственные органы и органы местного самоуправления получили законное право привлекать добровольцев. И это абсолютное новшество. "Фактически государство получает возможность использовать труд добровольцев для решения своих задач", — отмечают юристы.

Закон дает возможность органам исполнительной власти разрабатывать и проводить программы для поддержки добровольчества и формировать для этой же цели единую информационную систему, которая включает сведения о добровольцах, организаторах волонтерской деятельности и добровольческих организациях. Информация в эту систему предоставляется не в обязательном порядке, а при желании.

Кроме того, документ позволяет органам власти в регионах внедрять собственные программы поддержки добровольчества.

Также с 1 мая начинают действовать изменения Налогового кодекса РФ, которые президент подписал 23 апреля. Теперь не будут облагаться налогом НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров.

Дарья Бурлакова

Проект «Кислород» анонсирует внеплановый вебинар, посвященный новому закону. Вебинар проведет к.ю.н. Мария Каневская, координатор Клуба юристов НКО и руководитель 1-ой Лаборатории НКО.

Мария расскажет об изменениях федерального законодательства о добровольчестве и волонтерстве, порядке заключения договоров с добровольцам и компенсации расходов, связанных с их деятельностью.

Эти нововведения должны благоприятно сказаться на общественной активности. Для самих НКО значительно упрощаются процедуры привлечения труда добровольцев. Кроме того, исчезла путаница с понятиями «доброволец-волонтер», теперь они унифицированы.

План вебинара

Кто может быть добровольцем?

Кто такие участники добровольческой деятельности?

На какую помощь можно рассчитывать со стороны органов государственной власти и местного самоуправления?

Какие положения можно включать в договор с добровольцем?
Как возмещать расходы, связанные с добровольческой деятельностью?

Участие в вебинаре бесплатное. Зарегистрироваться можно на сайте организатора.

* Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» определяет полномочия органов власти в сфере поддержки и развития волонтерских организаций, предусматривает утверждение регламентов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и других организаций с волонтёрскими объединениями. Кроме этого, закон обеспечивает выравнивание условий налогообложения при получении добровольцами доходов, как в случае получения их в виде возмещения понесенных волонтерами расходов в рамках своей деятельности, так и в случае получения таких доходов в натуральной форме.

Узнал и вам рассказал Иван Кравец

Читать еще по теме «волонтеры»:

Реабилитация граждан – инвалидов – это, прежде всего, система мер, обеспечивающих условия жизнепроживания, среди которых особо важное место занимают передвижение, ориентация, общение, способность к труду. Как и в любом социальном учреждении у нас есть свои особенности по реализации основного принципа.

Госдума РФ во втором чтении приняла изменения в Налоговый кодекс РФ, они должны улучшить условия налогообложения для некоммерческих организаций, в первую очередь для добровольческих объединений.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о статусе волонтерских организаций. Понятия «волонтерство» и «добровольчество» официально уравниваются, у волонтеров появились права и обязанности.

Федеральный закон «О добровольчестве (волонтерстве)»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими лицами (добровольцами, волонтерами) добровольной общественно полезной деятельности в форме безвозмездного выполнения работ , оказания услуг (добровольческой деятельности).

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), основные понятия, виды и принципы добровольческой (волонтерской) деятельности, права и обязанности участников добровольческой деятельности, а также меры по стимулированию добровольчества (волонтерства).

3. Неправомерное вмешательство со стороны государственных (муниципальных) органов власти, их должностных лиц в деятельность добровольцев (волонтеров) не допускается.

Статья 2. Основные понятия

Доброволец(волонтер)- физическое лицо, осуществляющее добровольческую деятельность в интересах благополучателя или общества в целом самостоятельно или от имени организации.

Добровольческая(волонтерская) деятельность - способ реализации права каждого на участие в процессе определения и решения общественных проблем и задач, осуществляемая безвозмездно на основе свободного волеизъявления, индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.

Безвозмездной является деятельность, осуществляемая без выплаты вознаграждения в любой материальной форме.

Организатор добровольческой деятельности – зарегистрированная организация любой формы собственности, привлекающая добровольцев (волонтеров) для ведения добровольческой деятельности в интересах благополучателей или общества в целом.

Благополучатели – физические лица, социальные группы, организации и учреждения, среда и общество в целом, в качестве адресатов добровольческой деятельности, в интересах которых добровольческая деятельность осуществляется индивидуально или по поручению организатора добровольческой деятельности

Статья 3. Основные принципы добровольчества (волонтерства)

Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1. добровольности, равноправия, и законности деятельности добровольцев (волонтеров);

2. свободы в определении целей, форм и методов и выбора добровольческой (волонтерской) деятельности;

3. гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;

4. гуманности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

5. равенства всех, независимо от пола, вероисповедания , национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;

6. солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;

7. равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в данной сфере;

Глава 2. Цели, основные виды и приоритетные направления добровольчества (волонтерства)

Статья 4. Цели добровольческой деятельности (волонтерства)

Цели добровольчества (волонтерства):

Реализация права членов общества на участие в общественных изменениях и развитии общества в целом

Содействие развитию активной гражданской позиции, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе

Содействие творческому и духовному развитию, познанию нового, совершенствованию своей жизни, раскрытию своего полного человеческого потенциала для каждого члена общества

Содействие решению общих проблем и задач, поиску инновационных подходов и решений,

Статья 5. Основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности

5.1. Добровольческая деятельность может осуществляться в форме:

Индивидуальной добровольческой(волонтерской) деятельности;

Добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;

Добровольческой (волонтерской) деятельности в составе зарегистрированной организации любой формы собственности

5.2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

Оказание помощи и поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе людям с особенностями развития, малоимущим гражданам, безработным , детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, людям пожилого возраста, и иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержки, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты.

Оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев , а также жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам; Содействие преодолению последствий, а также профилактике стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф

Содействие защите и охране окружающей среды , защите животного и растительного мира, благоустройству территорий, сохранению культурного и природного наследия,

Содействие развитию всех видов искусств и культуры в целом, создания возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, содействие сохранению культурного наследия и сохранения историко-культурной среды, памятников истории и культуры,

Содействие развитию и доступности образования, науки, популяризации знаний, развитию инноваций

Содействие развитию и популяризации физической культуры и спорта, содействие развитию активного досуга, содействие развитию юношеского спорта и физической культуры для пожилых граждан

Содействие проведению мероприятий общероссийского и международного значения, связанных с организацией массовых спортивных, культурных и других зрелищных и общественных мероприятий;

Иная деятельность, не противоречащая законодательству и направленная на помощь другим и/или содействие улучшениям в обществе

Глава 3. Организация добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 6. Права и обязанности добровольцев (волонтеров)

1. Доброволец (волонтер) имеет право на:

Свободный выбор своего участия в осуществлении добровольческой деятельности;

Свободный выход из добровольческой деятельности в любой момент;

Получение достоверной информации об организации, ее руководстве и принципах деятельности, целях и задачах добровольческой деятельности, ее содержании и организационном устройстве;

Участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

Возмещение расходов на транспорт, проживание, питание, страхование и других связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат, в случаях если это предусмотрено заключенным с организатором добровольческой деятельности гражданско-правовым договором;

Получение от организатора добровольческой деятельности рекомендательных писем, а также записей в добровольческую книжку, подтверждающих осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности и приобретенные опыт и навыки;

Сохранение конфиденциальности персональных данных, и иных конфиденциальных сведений переданных организатору волонтерской деятельности;

Для студентов и школьников образовательных учреждений, на учет в качестве производственной (ознакомительной) практики по решению образовательного учреждения, при условии подтверждения личной книжкой добровольца либо рекомендательным письмом от организатора добровольческой деятельности.

2. Доброволец (волонтер) обязан:

Добросовестно выполнять задания, полученные от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с условиями договоренности;

Соблюдать правила и принципы осуществления добровольческой(волонтерской) деятельности, с которыми доброволец был ознакомлен организатором добровольческой деятельности

Соблюдать конфиденциальность информации, к которой волонтер (доброволец) имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности;

Не допускать передачи своих обязательств иным лицам без согласия организатора добровольческой (волонтерской) деятельности;

Бережно относиться к материальным ресурсам, оборудованию, вверенному ему в процессе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности


Статья 7. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе договора (соглашения), заключаемого в письменной или устной форме между добровольцем (волонтером) и организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, так и без такового. Договоры, предусматривающие возмещение связанных с их исполнением расходов добровольцев (волонтеров) должны быть заключены в письменной форме.

2. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать договор о добровольческой (волонтерской) деятельности с письменного согласия своих законных представителей.

3. Полномочия добровольца (волонтера) в его отношениях с третьими лицами могут быть определены в доверенности, выдаваемой организатором добровольческой деятельности.

Статья 8. Ответственность организатора добровольческой деятельности

1. Организатор добровольческой деятельности несет ответственность за:

Организацию деятельности волонтеров (добровольцев);

Обеспечение осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности в безопасных условиях, либо с соблюдением обязательных требований в области осуществления опасных работ;

Ознакомление добровольца с порядком и правилами осуществления добровольческой деятельности, предоставлением информации необходимой добровольцу(волонтеру) для осуществления добровольческой деятельности;

Выполнение иных предусмотренных договором о добровольческой (волонтерской) деятельности обязанностей.

Статья 9. Добровольчество (волонтерство) осуществляемое в индивидуальном порядке или в составе незарегистрированных объединений и групп

1. В случае, если организатором добровольческой деятельности выступает гражданин или группа и организация не имеющая юридической регистрации, ответственность за причиненный ими ущерб подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

2. Добровольчество (волонтерство) осуществляемое в индивидуальном порядке или в составе незарегистрированных объединений и групп имеет право на содействие и поддержку со стороны государственных (муниципальных) органов власти, их должностных лиц при осуществлении общественно полезной деятельности.

Статья 10. Добровольческая (волонтерская) деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации

1. Иностранные граждане и лица без гражданства Российской Федерации имеют право осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность наравне с гражданами Российской Федерации.

2. Для иностранных граждан, законно прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров) может быть установлен упрощенный порядок получения визы, а также осуществления деятельности на территории Российской Федерации без получения разрешения на работу.

Статья 11. Личная книжка добровольца (волонтера)

1. Личная книжка добровольца (волонтера) может выдаваться организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования , либо от имени некоммерческой организации с согласия добровольца (волонтера).

2. Личная книжка добровольца (волонтера) служит для учета добровольческой (волонтерской) деятельности и содержит сведения о деятельности добровольца (волонтера),.

3. Личная книжка добровольца (волонтера) оформляется на русском языке . В случае установления республикой, находящейся в составе Российской Федерации, своего государственного языка (государственных языков) за счет средств бюджета этой республики может быть изготовлена и включена в личную книжку добровольца (волонтера) дополнительная страница, на которой сведения о личности добровольца (волонтера) дублируются на государственном языке (государственных языках) республики.

4. Личная книжка добровольца (волонтера) должна иметь систему защиты от несанкционированного изготовления и подделки.

Статья 13. Государственная поддержка и участие в развитии добровольческой деятельности

К механизмам поддержки и участия в развитии добровольческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации относятся:

Формирование и осуществление государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

Разработка и реализация федеральных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

Мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей добровольческой (волонтерской) деятельности;

Формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества в обществе.

Создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества,

Осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих акций, направленных на социально полезную деятельность;

Содействие распространению корпоративных программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности, а также реализации организациями принципов социальной ответственности бизнеса, в том числе распространению корпоративной социальной отчетности.

Содействие развитию международного сотрудничества и обмена опытом в сфере благотворительной деятельности и добровольчества.

Разработка рекомендация для учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, искусства и спорта мотивирующих их к привлечению организаторов добровольческой деятельности и добровольцев к участию в осуществлении деятельности этих организаций

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 16.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы