Центры производства бронетанковой промышленности. География и факторы размещения отраслей впк. Определение и отраслевая структура ВПК

И опытно-конструкторских учреждений, разрабатывающих и производящих военную технику, боеприпасы и оружие.

Перед распадом СССР ВПК состоял из 1100 заводов с числом работающих более 9 млн чел., более 900 научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ), а также армии в составе сухопутных, военно-воздушных, ракетных войск, военно-морского флота, пограничных, а также вспомогательных (железнодорожных, строительных) войск. ВПК обладал собственными космодромами, аэро- и морскими портами, арсеналами, испытательными полигонами с системой лабораторий, мощной коммуникационной инфраструктурой (транспорт и связь). Основная часть ВПК СССР располагалась на территории России и в настоящее время составляет ВПК Российской Федерации.

ВПК частично включает производства других комплексов, например в машиностроении доля оборонных заводов составляет более 60% (табл. 19, рис. 31).

В свою очередь, отрасли оборонной промышленности производят гражданскую продукцию, при этом проводимая на оборонных производствах конверсия увеличивает долю гражданской продукции при сокращении оборонного заказа.

Кратко перечислим основные принципы, определяющие географию отраслей ВПК.

1. Основной принцип - безопасность размещения его производств, учитывая полетное время ракет и авиации из-за границы. Отсюда - размещение наиболее важных центров и предприятий ВПК в глубинных районах страны (Урал, Сибирь).

Таблица 19


Роль межотраслевых комплексов в производстве продукции оборонного назначения

Межотраслевой комплекс
Оборонные производства Специализированные оборонные комплексы
Топливно-энергетический Производство ядерного топлива
Ядерно-оружейный (атомно-оружейный)
Машиностроительный Судо-, авиа-, ракето-, танко-, автомобилестроение, производство средств связи, огнестрельного оружия, электроники, электротехники и др. Авиационно-космический и ракетно-космический
Конструкционных материалов: металлургический
Химико-лесной
Производство композитов, металлических порошков и проката
Производство химических реагентов, соединений, пиломатериалов
Химико-оружейный
Строительный
Цементное и др. производства Военно-строительный
Агропромышленный
Перерабатывающие отрасли (производство казеина)
Товаров народного потребления и услуг Производство технических тканей и обмундирования

2. Принцип дублирования: размещение в разных районах страны предприятий-дублеров. Например, авиационные заводы, выпускающие однотипные истребители (типа «МиГ» или «Су») или бомбардировщики «Ту», размещаются в разных частях страны, начиная от Москвы и Нижнего Новгорода, городов Поволжья (Казань, Самара, Ульяновск) до Дальнего Востока (Комсомольск-на-Амуре).

3. Концентрация производств и научно-производственных объединений ВПК в Москве и вокруг нее, где Россия имеет право на создание и наращивание средств противоракетной обороны.

В Советском Союзе в составе ВПК существовало множество специальных закрытых секретных городов (ЗАТО - закрытое административно-территориальное образование), многие из которых имели особые названия: Арзамас-16, Челябинск-65 и Челябинск-70, Красноярск-26 и Красноярск-35, Томск-7.

В них концентрировались особо важные объекты ВПК. Некоторые из них сейчас становятся перспективными технополисами, в которых разрабатываются новейшие технологии.

Таким образом, главные факторы размещения ВПК: безопасность и сохранение военного потенциала как в мирное, так и в военное время, наукоемкость, высокая квалификация кадров, транспортный фактор.

В составе ВПК выделяются системы отраслей (комплексов). Среди них важным является ядерный комплекс - щит, обеспечивающий безопасность страны. Главными в его составе являются два российских ядерных центра: в Сарове (Арзамас-16) и Снежинске (Челябинск-70).

Само ядерное оружие в значительной мере предназначалось для использования на ракетных системах. Естественно, что ракетно-космическая промышленность стала важнейшим комплексом ВПК. Особенно важно было подготовить научно-техническую базу для космонавтики и ракетостроения. Первые крупные научно-производственные центры были созданы в Подмосковье. Это прежде всего мощная корпорация «Энергия», которая создавалась в г. Королеве (Калининград). Здесь под руководством известного конструктора ракет С. П. Королева с 1946 г. велись работы по созданию баллистических ракет, были созданы искусственные спутники Земли, космические корабли, в том числе «Восток», на котором совершил полет первый космонавт Ю. А. Гагарин. В Москве в Научно-производственном машиностроительном центре им. М. В. Хруничева также создавались баллистические ракеты, долговременные орбитальные станции («Мир»). На базе научных и проектных разработок работают заводы по производству баллистических ракет на Урале (Вот- кинск, Златоуст) и в Сибири (Красноярск), ракет-носителей - в Самаре, Омске. Ракетная техника производится также в Санкт-Петербурге.

Главный военный космодром России, с которого стартовали все основные военные космические аппараты и запускались военные искусственные спутники, находится близ г. Мирный (ст. Плесецк) к югу от Архангельска. Здесь было проведено значительно больше космических запусков, чем с Байконура, правда, с последнего стартовали корабли с космонавтами на борту. Существовал еще один космодром - Капустин Яр - в Астраханской области, превращенный затем в полигон для испытания ракет и боевой техники. В настоящее время создан новый российский космодром - «Свободный» - в Амурской области.

Для управления военно-космическими силами России был создан центр в Подмосковье - г. Краснознаменск (ранее - Голицыно-2), а для пилотируемых космических полетов - Центр управления полетами (ЦУП) в г. Королеве. Близ него имеется Центр подготовки космонавтов - г. Звездный.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Бронетанковая промышленность ФРГ является развитой отраслью ВПК страны. Она способна обеспечить производство всех видов боевых бронированных машин (ББМ): танков, боевых машин пехоты (БМП), бронетранспортеров (БТР), боевых разведывательных машин (БРМ) и другой бронетанковой техники, а также высокий технический уровень разработок и конкурентоспособность как конечной продукции, так и основных систем и подсистем (вооружение, броневая защита, ходовая часть, двигатели).

Германия располагает производственными мощностями с полным технологическим циклом по выпуску современных ББМ. В настоящее время в производстве бронетанковой техники задействовано более 60 заводов базовых отраслей промышленности, в том числе свыше 30 машиностроительных, до десяти автомобильных, три металлургических, два судостроительных, три электротехнических и другие. Это обусловлено особенностями производства составных элементов бронетанковой техники (башни, корпуса, ходовая часть, вооружение, двигатели, различные узлы и агрегаты).

Важное место среди этих предприятий занимают машиностроительные и автомобильные заводы, на которых осуществляется окончательная сборка бронетанковой техники. Расположенные, как правило, в крупных промышленных центрах или в непосредственной близости от них, они оснащены современным станочным и другим технологическим оборудованием. На их территории располагается до 30 производственных корпусов, до 90 технических, служебных, складских и административных зданий, площадки для открытого хранения готовой продукции, комплектующих и заготовок, поступающих с других заводов. Характерным для большинства этих предприятий является наличие на их территории или в непосредственной близости полигонов для ходовых испытаний техники и грузовых железнодорожных станций.

К наиболее важным и постоянно занятым производством бронетанковой техники относятся машиностроительные заводы компаний «Краусс-Маффей Вегманн» (г. Мюнхен), «Мак систем» (г. Киль) и «Тиссен Хеншель верке» (г. Кассель), а также «Эйзенверке Кайзерслаутерн» (г. Кайзерслаутерн).

Завод компании «Краусс-Маффей Вегманн» является головным предприятием по выпуску танков «Леопард» различных модификаций. На его территории расположены 12 корпусов основных производственных цехов, а также более 20 производственно-испытательных, лабораторно-производственных корпусов и технических зданий. Кроме того, там оборудованы площадки для хранения готовой продукции (часть из них имеет навесы) и есть испытательный полигон для проведения ходовых испытаний выпускаемой техники. На заводе помимо бронетанковой техники налажено производство тягачей, специальных автомобилей и другой транспортной техники для бундесвера. Из гражданской продукции здесь выпускаются локомотивы, автомобили, тягачи, автобусы и различное оборудование для металлообрабатывающей, горнодобывающей, химической, целлюлозно-бумажной, стекольной и пищевой промышленности.

В настоящее время на этом предприятии по заказу сухопутных сил ФРГ проводятся работы по комплексной модернизации танков «Леопард-2А4» до уровня «Леопард-2А6», а также по усовершенствованию ЗСУ «Гепард».

Танк «Леопард-2А4»


Танк «Леопард-2А6»

За счет собственных средств компании разработан и запущен в серийное производство БТР АТF-2 «Динго» на базе тактического автомобиля «Унимог». Он предназначен для оснащения миротворческих контингентов бундесвера в Афганистане. Поставки сухопутным силам ФРГ ведутся с 2000 года. Также в инициативном порядке разработан и представлен демонстрационный образец легкого БТР «Терьер».

Завод фирмы «Мак систем» является вторым предприятием в стране, специализирующимся на производстве танков «Леопард» и бронированных машин на их базе. Кроме того, здесь налажен выпуск инженерных машин и артиллерийского вооружения (гаубицы, торпедные аппараты, 40-мм ЗСУ). Из гражданской продукции производятся локомотивы, дизельные двигатели и чугунное литье. На территории завода размещены 17 корпусов основных и вспомогательных цехов, до десяти технических и лабораторных зданий, открытая площадка для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

Завод фирмы «Тиссен Хеншель верке» (старейшее предприятие отрасли) специализируется на производстве БМП, БТР и БРМ. Гражданская продукция - дизель-электровозы, электровозы, дизельные двигатели, детали различных машин и механизмов. В настоящее время на заводе проводится капитальный ремонт и модернизация техники. На базе многоцелевой платформы ТН 495 созданы демонстрационные образцы БМП и БТР. На территории предприятия размещены 22 корпуса основных и вспомогательных цехов, до 20 технических, лабораторных и служебных зданий, складские здания для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

Завод фирмы «Тиссен индустри-Рейншталь» до середины 90-х годов занимался сборкой БТР (главным образом для войск пограничной охраны) и БРМ на экспорт. Кроме того, здесь было налажено производство башен для танков «Леопард», корпусов САУ и бронетранспортеров. Сейчас завод полностью переведен на выпуск гидротехнического оборудования. Производственное оборудование и техническая документация на БТР ТМ-170 и UR-416 были переданы объединению «КУКА Хеншель». Из гражданской продукции здесь выпускаются оборудование для шахт, резервуары, сварные конструкции, чугунное литье, а также проводится ремонт железнодорожных вагонов. На территории завода размещены 11 корпусов основных и вспомогательных цехов, до 15 технических, лабораторных и административных зданий, открытая площадка для складирования готовой продукции и испытательный полигон.

В 1999 году концерн «Рейнметалл» приобрел контрольный пакет акций компании КУКА и сформировал производственное отделение «Боевые машины сухопутных сил». В его состав была включена также фирма «Мак систем», все акции которой с 1992 года принадлежат ему. Рассматривался вопрос о переносе производства БРМ «Визель-2» из г. Киль на предприятие «Рейнметалл Де Тек» (г. Унтерлюс, земля Нижняя Саксония).

БРМ «Визель-2»

Фирмы «Краусс-Маффей Вегманн» и «Рейнметалл» с 1999 года ведут разработку БТР GТК «Боксер», предназначенного для замены бронетранспортеров «Фукс» и М11З. Кроме того, в программе участвуют Нидерланды (местное наименование РWV). Первый прототип нового БТР был продемонстрирован в июле 2002 года, а к серийному его выпуску приступили в 2007-м непосредственно после завершения разработки. Первая серия будет включать 200 бронетранспортеров для каждой страны.

БТР СТК «Боксер»

По финансовым причинам отложена разработка боевой машины NGP, которую предполагалось использовать в качестве базы для создания нового основного боевого танка, БМП и ЗСУ.

Важную роль в обеспечении потребностей сухопутных сил ФРГ в инженерной технике и амфибийных машинах играет фирма «Эйзенверке Кайзерслаутерн». Ее продукция экспортируется в США, Великобританию, Австралию, Канаду и другие страны.

К числу заводов, которые также могут привлекаться к выпуску бронетанковой техники, следует отнести те, что имеют опыт ее производства в предыдущие годы. Это прежде всего предприятия фирм «Арнольд Юнг локомотив фабрик» (г. Кирхен) и «Лютер верке» (г. Брауншвейг - предсерийные образцы танков «Леопард-1»), «Келлер унд Кнаппих» (г. Аугсбург - прототипы танка МВТ-70), «Эйзенверке Кайзерслаутерн» (БРМ АРЕ), «Даймлер- Бенц» (БТР и БМП) (г. Гаггенау), «Рейншталь, Ганномаг баумашинен» (г. Ганновер), а также компании «Машинен фабрик Аугсбург-Нюрнберг, Верк Нюрнберг (МАН)» (г. Нюрнберг - танки). Возможности перечисленных заводов по производству бронетанковой техники обеспечиваются также внедренными в 80-е годы требованиями к стандартизации узлов и агрегатов бронетанковой техники и их унификации с образцами гражданской продукции (применение в бронетанковой технике традиционных узлов и агрегатов, используемых при выпуске гражданской продукции). Этому также способствовали реконструкция отрасли, направленная на установку новейшего оборудования (в том числе микрокомпьютеров и станков с числовым программным оборудованием), и внедрение автоматизированных систем управления производством.

Особое место в отрасли занимают заводы по ремонту и модернизации бронетанковой техники. К их числу относятся шесть специальных ремонтно-восстановительных предприятий, принадлежащих частным фирмам (в городах Бад-Бергцаберн, Берггейм, Веттер, Дармштадт, Франкфурт-на-Майне, Фрейзен), машиностроительный завод компании «Лютер-Верке» и судостроительный - «Фленсбургер Шифсбаугезельшафт» (г. Фленсбург). К ремонту и модернизации бронетанковой техники может привлекаться завод фирмы «Вегманн унд Ко» (г. Кассель).

В ФРГ имеется пять государственных ремонтно-восстановительных заводов (РВЗ), входящих в состав командования поддержки сухопутных сил. Четыре из них занимаются ремонтом бронетанковой техники. Это 800 РВЗ (г. Юлих, земля Северный Рейн-Вестфалия) и 850 РВЗ (г. Дармштадт). В г. Бад-Бергцаберн расположен 870 РВЗ, который специализируется на ремонте радиоэлектронной аппаратуры, в том числе встроенной. После объединения Германии в интересах бундесвера используется 890 РВЗ (г. Доберлуг-Кирххайн, земля Бранденбург).

Ремонтом и модернизацией бронетанковой техники занимаются частные фирмы: «Индустри-Верке Саар» (г. Фрейзен) и «ФФГ Фленсбургер Фарцойгбау» (г. Фленсбург), а также «НФВ Нойбранденбургер Фарцойгверке» (г. Нойбранденбург, земля Мекленбург-Предпомерания). В 2000 году компания «Краусс-Маффей Вегманн» основала в г. Кёлледа (земля Тюрингия) дочернюю фирму «Системинштандзетцунгс Ост», специализирующуюся на ремонте бронетанковой техники на гусеничном и колесном ходу (численность персонала до 150 человек).

Основными направлениями модернизации являются: повышение противоминной и противокумулятивной защиты ОБТ за счет установки на днище дополнительной плиты из титанового сплава и новых бортовых экранов корпуса, а также башни из композиционных материалов со стальной облицовкой; усиление прочности конструкции аварийного люка под механиком-водителем; применение амортизационной конструкции его сидения, что позволит значительно снизить воздействие ударной волны при подрыве на мине. Кроме того, машину предполагается оснастить дистанционно управляемым модулем вооружения с 40-мм автоматическим гранатометом GMG и комплексом оптико-электронного противодействия MUSS, а в состав табельного имущества танка включить навесное бульдозерное оборудование для преодоления завалов на маршрутах выдвижения и оборудования огневых позиций в обороне.

В ходе разработки вооружения и военной техники в интересах ВС ФРГ немецкими специалистами создано новое поколение ББМ средней грузоподъемности, предназначенных для выполнения задач управления, связи и транспортного обеспечения подразделений сухопутных сил. При этом особое внимание при проектировании было уделено возможности их последующей модернизации.

Так, компании «Краусс-Маффей Вегманн» был предоставлен заказ на реализацию проекта создания ББМ «Гризли». Программа разработки предусматривает ее выпуск в вариантах машины управления, транспортной и санитарной машины.

ББМ «Гризли»

В конце 2007 года немецкий парламент одобрил запрос бундесвера на выделение 3 млрд. евро в рамках закупки новых БМП «Пума», предназначенных для замены устаревших «Мардер». Предполагается, что на вооружение сухопутных сил Германии поступят 405 таких машин, после чего 634 «Мардер» будут сняты с вооружения.

БПМ «Пума»

«Мардер-1А3»

Планируется, что с 2010 года БМП «Пума» будет представлена на рынке ВВТ для продажи другим странам.

В рамках программы оснащения сухопутных сил ФРГ новыми видами ВВТ во второй половине 2007 года был разработан экспериментальный образец ББМ «Гефас». При ее создании разработчики основывались на следующих принципах: модульность, высокая защищенность экипажа, подвижность и живучесть.

Машина «Гефас» создавалась с 2003 по 2007 год в конструкторском бюро компании «Рейнметалл лэндcистем» в сотрудничестве с фирмами, которые занимались проектированием и производством отдельных ее систем и агрегатов:

IBD Deisenroth Engineering - разработка пассивной и активной брони;
ESW - проектирование электрической генераторной системы;
MTU Friedrichshafen - производство четырехцилиндрового дизельного двигателя серии 890 мощностью 560 л. с. (MTU 4R890);
Sensor-Technik Wiedemann - разработка системы электропривода;
Timoney Technology - разработка элементов подвески.
Анализ иностранной прессы показывает, что за последние десять лет в производственной базе бронетанковой промышленности ФРГ существенных изменений не произошло. Однако она отмечает наращивание темпов НИОКР по разработке современного ОБТ и модернизации танка «Леопард-2», а также по созданию ББМ.

В целом бронетанковая промышленность ФРГ располагает мощной производственной и научно-технической базой, позволяющей разрабатывать и выпускать современную бронетанковую технику в таких количествах, которые не только обеспечат потребности собственных вооруженных сил, по и позволят осуществлять экспортные поставки.

Военное судостроение трудно отделить от гражданского, поскольку до последнего времени большинство российских судоверфей работало на оборону. Самым крупным центром судостроения со времен Петра I является Санкт-Петербург, где находится около 40 предприятий этой отрасли. Здесь строились почти все виды кораблей.

Атомные подводные лодки ранее выпускались в Нижнем Новгороде, Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время их производство сохраняется лишь в Северодвинске. В стране создана уникальная научно-производственная база подводного кораблестроения. Отечественными конструкторами разработано свыше 300 проектов подводных лодок, из которых более половины реализовано в металле. Россия - лидер мирового экспорта подводных лодок, которые поставлялись флотам 14 стран. Отечественным лодкам принадлежат рекорды скорости хода (до 50 узлов в час) и глубины погружения (до 1 000 метров). Только в России была освоена постройка подводных лодок из титановых сплавов. Первая отечественная АПЛ проекта 627 построена в 1958 году,

Другие центры военного судостроения – ряд городов на реках, где производят небольшие суда (Ярославль, Рыбинск, Зеленодольск и др.)

К настоящему времени в составе Объединенной судостроительной корпорации России выделяются региональные субхолдинги:

1. Северный центр судостроения (Северодвинск).

2. Западный центр судостроения (Санкт-Петербург и Калининград).

3. Дальневосточный центр судостроения (Владивосток).

4. Южный центр судостроения (планируется).

В Северодвинске (Архангельская обл.) функционирует четыре предприятия военного и гражданского судостроения («Северное машиностроительное предприятие» - крупнейший мировой центр строительства атомных подводных крейсеров (АПК); центр судоремонта «Звездочка», СПО «Арктика», ОАО «Северный рейд»).

Современные технологии позволяют создавать фрегаты по технологии «стелс» из углепластика: они поглощают или частично проводят через себя радиоволны, и это обеспечивает невидимость от радаров. Такие корабли начали строить на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге.

Бронетанковая промышленность. До революции, несмотря на наличие нескольких оригинальных проектов, танки в России не производились (были построены лишь два опытных экземпляра). На базе отечественных и главным образом иностранных автомобилей Ижорским, Путиловским и Обуховским заводами в ведущем узле машиностроения страны – петроградском – собирались бронеавтомобили. Во время гражданской войны продолжалось производство бронеавтомобилей, в том числе полугусеничных. Первая небольшая серия легких танков была построена на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде в 1920 году. В качестве образца был использован французский трофейный танк. В результате развития концепции первого советского танка на ленинградском заводе "Большевик" (Обуховский завод) в 1927-1931 гг. была выпущена первая крупная серия легких танков МС-1, а в Харькове, ведущем промышленном узле Украины, на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна (ХПЗ) в 1930 г. организовано производство небольшой серии средних танков Т-24.

В годы Великой Отечественной войны резко расширилась география отечественного танкостроения, особенно на территорию Урала и Поволжья. Нашедшие наиболее широкое применение на войне танки Т-34 производились на заводе "Красное Сормово" в Горьком, а также на Сталинградском тракторном заводе (СТЗ) и в Нижнем Тагиле "Уралвагонзавод". Московский завод имени Орджоникидзе был эвакуирован в Свердловск, Ленинградский Кировский завод – в Челябинск, а Ленинградский завод имени Ворошилова – в Омск и Барнаул. Там и шло основное производство бронетехники.

В послевоенные годы вплоть до конца 80-х гг. продолжалось массовое производство бронетехники. Основными центрами танкостроения оставались Нижний Тагил, Омск, Харьков, Ленинград, Челябинск.

Бронетанковая промышленность была одной из самых развитых отраслей военно-промышленного комплекса СССР. За последний период на заводах бывшего СССР было произведено 100 тысяч танков. Из четырех российских заводов танки сейчас производятся лишь на двух - в Нижнем Тагиле и Омске, а заводы Санкт-Петербурга и Челябинска перепрофилируются. Бронетранспортеры (БТР) выпускают в Арзамасе, а боевые машины пехоты (БМП) – в Кургане.

Одной из ведущих отраслей военной промышленности являлось бронетанковое производство.

Известно, что в ходе войны все больше возрастала роль танков и самоходно-артиллерийских установок. Их значение особенно усилилось, (когда Советская Армия на важнейших стратегических направлениях перешла в наступление, осуществляя стремительные глубокие прорывы боевых порядков противника, окружая и уничтожая его крупные группировки. В этих условиях на бронетанковые силы, как на ударный и самый подвижный наземный род войск, возлагались первостепенной важности задачи, которые могли выполняться лишь при непрерывном и все возрастающем обеспечении войск танками и САУ.

В танковой промышленности, которую возглавлял видный организатор военной индустрии В. А. Малышев, рабочие и инженерно-технический персонал совместно с конструкторами бронетанковой техники Ж. Я. Котиным, С. Н. Махониным, А. А. Морозовым, Л. С. Трояновым, Н. Л. Духовым и другими неустанно трудились над совершенствованием тяжелых и средних танков.

В 1943 г. был модернизирован тяжелый танк KB, вследствие чего этот тип танка получил название КВ-1, КВ-2, а с четвертого квартала 1943 г. был налажен выпуск тяжелого танка ИС, затем ИС-1, ИС-2 и ИС-3. В результате усовершенствования этот тяжелый танк имел более мощную броневую защиту. На нем были установлены 122-мм танковая пушка образца 1943 г. и модернизированный мотор.

Модернизирован был и средний танк Т-34, в результате чего увеличилась его маневренность, упростилось управление, 76-мм пушка была заменена более мощной - 85-мм.

Центром танковой промышленности стал Урал. Гиганты советского танкостроения на Урале - Уралмаш-завод (директор Герой Социалистического Труда Б. Г. Музруков ), Кировский завод в Челябинске (директор И. М. Зальцман ) и завод № 183 (директор Герой Социалистического Труда Ю. Е. Максарев ) - в 1943 г. выпускали две трети всей продукции Наркомата танковой промышленности.

Урал - становой хребет оборонной промышленности-благодаря планомерному размещению производительных сил имел все необходимое для производства боевой техники и вооружения и занимал ключевое положение в военной экономике.

Уральские танкостроители справедливо гордились высоким качеством выпускаемой ими продукции. В одном из новогодних отчетов они писали: "Хвалят фронтовики наши танки. Действительно хорошие машины, и сделаны они целиком на Урале. Руду нам дала гора Высокая и гора Благодать. Металл для танков выплавили и прокатали доменщики, сталевары и прокатчики Свердловска, Тагила, Серова, Первоуральска, Алапаевки и Кушвы. Наши редкие металлы сделали броню неуязвимой. Красноуральск, Кировоград, Ревда, Каменск-Уральский снабдили танкостроителей медью и алюминием. От других заводов области танки получили моторы, пушки, приборы, аппараты, радиопередатчики, боезапас... Грузим мы танки на железнодорожные платформы, сделанные в Тагиле. Засыпаем в толки паровозов уголь, добытый егоршинскими и богословскими горняками,- и получай, фронт, новую грозную машину!" *

Грандиозные масштабы многоотраслевой уральской промышленности обеспечивали массовый выпуск высококачественных танков. Уральское танкостроение славилось на весь мир прежде всего своей высокой технической зрелостью, совершенной технологией производства и передовой организацией труда. Поточные линии сыграли огромную роль в увеличении выпуска танковой продукции. На поток была переведена основная масса деталей боевых машин. На Кировском заводе в Челябинске 70% всего оборудования по выпуску танка Т-34 было переключено на поток. 50 поточных линий было занято производством важнейших деталей для тяжелых танков KB и ИС. На заводе № 183 к концу 1943 г. было внедрено 64 поточные линии, на Уралмашзаводе - 20 линий. Введение поточных линий позволило значительно увеличить выпуск танков.

Коллективы танкостроительных заводов разработали и впервые в мировой практике применили высоко-прогрессивный метод отливки крупных стальных деталей. Песчаные формы отливки были заменены металлическими формами (кокиль), в результате чего затраты труда сократились почти вдвое. Кокильное литье применялось и при изготовлении ответственных деталей из цветных металлов.

Повышению производительности труда и улучшению качества выпускаемой продукции способствовала замена литья и ковки штамповкой деталей. На Уралмаш-заводе была освоена штамповка башен танка Т-34. До этого ни в Советском Союзе, ни за границей подобной штамповки из листа больших размеров толщиной 45 мм не производили.

Исключительно важным новшеством в производственном процессе на танкостроительных заводах явилась термическая обработка деталей токами высокой частоты. Этот новейший метод впервые был применен па Кировском заводе. Огромное преимущество его состояло в том, что высокочастотная электрозакалка повысила твердость и износоустойчивость деталей и вместе с тем резко уменьшила время, требующееся на их обработку. Цикл обработки одной из важнейших деталей, например, сократился с 30 часов до 37 секунд. Применение для поверхностной закалки токов высокой частоты только на Кировском заводе дало за год 25 млн. рублей экономии * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 168. )

Большую роль в технологии танкового производства сыграла замена ручной сварки автоматической, проводившаяся под руководством академика Е. О. Патона. Научно-исследовательский институт электросварки Академии наук УССР, возглавляемый Е. О. Патоном, в те годы располагался непосредственно на территории завода № 183 и работал в тесном содружестве с коллективом танкостроителей. Новый метод автосварки значительно ускорил изготовление корпусов танков и дал большую экономию электроэнергии и труда.

Непрерывное совершенствование технологических процессов и улучшение организации производства позволили танкостроителям решить ряд сложных производственных задач, добиться систематического повышения производительности труда и снижения себестоимости боевых машин. На средства, полученные от снижения себестоимости только за два года войны, можно было изготовить более 14 тыс. танков Т-34 * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 169. )

В 1943 г. советская танковая промышленность выпустила 24 тыс. броневых машин, из них 16,5 тыс. тяжелых и средних танков и 3,5 тыс.- легких * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 171. )

Успехи танковой промышленности и все возрастающее количество советских танков на фронте вызвали тревогу в стане врага. Не случайно генерал-инспектор бронетанковых войск фашистской Германии Гудериан писал: "Новые полномочия на расширение программы производства танков, предоставленные министру Шпееру, свидетельствовали о все растущей тревоге в связи с понижающейся боевой мощью германских бронетанковых войск перед лицом постоянно увеличивавшейся, благодаря неизменному серийному производству превосходного русского танка Т-34, боевой мощи советских танковых сил" * .

* (Н. Guderian. Erinnerungen eines Soldaten, S. 256. )

Производство первоклассных советских танков в течение 1944-1945 гг. росло быстрыми темпами. Если уровень производства тяжелых танков четвертого квартала 1943 г. взять за 100%, то в первом квартале 1944 г. он составил 245%, во втором - 515%, в третьем - 711% и в четвертом - 735%. В 1945 г. он был еще выше.

Замечательных танков ИС-1 и ИС-2, вооруженных мощной 122-мм пушкой, в 1943 г. было выпущено только 102 шт., а в 1944 г. уже 2250 штук. Это была крупная победа танковой промышленности * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 4. Воениздат, 1962, стр. 583. )

Средних танков Т-34 в это время производилось в 5-6 раз больше, чем тяжелых. Поквартальное производство среднего танка Т-34 в 1943-1945 гг. по сравнению с уровнем второго квартала 1941 г. выглядело так: в первом квартале 1943 г.- 483 %, втором - 495%, третьем - 521%, четвертом - 540%, в 1944г. соответственно 479%, 460%, 475%, 470%; в 1945 г.- 459%, 473%, 403%.

Производство легких танков (Т-60 и Т-70) в течение 1942 и 1943 гг. неуклонно снижалось. Последняя партия этих боевых машин (552 шт.) была выпущена в третьем квартале 1943 г., после чего их выпуск до конца войны не возобновлялся.

Некоторая тенденция к снижению выпуска средних танков в 1944-1945 гг. и прекращению производства легких танков в третьем квартале 1943 г. отразилась на динамике среднеквартального производства всех танков. Так, если среднеквартальный уровень выпуска танков в 1942 г. составил 452% по сравнению с уровнем производства второго квартала 1941 г., то в 1943 г. он равнялся 366%, в 1944 г.- 312%, а в 1945 г. (за период первых трех кварталов) - 318% * .

* (Подсчеты произведены по материалам Центрального архива Министерства транспортного машиностроения СССР, ф. ПЭО, оп. 74, д. 53. )

В 1942 г. годовое производство танков в СССР по сравнению с 1940 г. возросло почти в 9 раз, в 1943 г.- в 7 раз, в 1944 г.- более чем в 6 раз, а за 9 месяцев 1945 г.- почти в 5 раз. Снижение выпуска танков в 1943-1945 гг. по сравнению с 1942 г. объясняется тем, что с 1943 г. танковая промышленность значительную часть своих производственных мощностей переключила на производство самоходно-артиллерийских установок.

Высокий общий уровень танкового производства в СССР позволял во все возрастающих количествах обеспечивать фронт боевыми машинами. В январе 1943 г. в танковом парке действующих фронтов имелось около 8,5 тыс. машин - в 6,5 раза больше, чем в 1942 г. Кроме того, в Резерве Ставки насчитывалось более 400 танков, в округах и недействующих фронтах - 4,3 тыс. * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 214. )

В результате успешного развития танковой промышленности Советская Армия к концу войны имела на вооружении в 15 раз больше танков, чем в начальный период. Изменился и удельный вес различных типов танков в их общем производстве. Об этих изменениях говорят цифры, приведенные в таблице 29.

* (Центральный архив Министерства транспортного машиностроения СССР, ф. ПЭО, оп. 74, д. 53; История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 , т. 2, стр. 511, т. 3, стр. 171, 214. )

Таким образом, из общего количества танков, выпущенных в годы войны, на долю тяжелых приходилось 10,8%, средних - 70,4%, легких - 18,8%.

В связи с переходом Советской Армии в решительное наступление появилась необходимость в мощной танковой поддержке стрелковых частей при прорыве обороны противника. С этой целью создавались отдельные тяжелые танковые полки прорыва РВГК. В течение 1943 г. было сформировано 18 таких полков.

Замечательные успехи танковой промышленности позволили Верховному Главнокомандованию решить новые задачи строительства Советских Вооруженных Сил, а именно - создать танковые и механизированные соединений. Только в течение 1943 г. было создано девять танковых и механизированных корпусов * . Создавались и танковые армии. К лету 1943 г. в составе Советских Вооруженных Сил уже имелось пять таких армий. По старой структуре в смешанные танковые армии входили и стрелковые соединения, новые танковые армии имели, как правило, по одному - два танковых и одному механизированному корпусу. "Созданием танковых армий новой организации - пишет Главный маршал бронетанковых войск П. А. Ротмистров,- практически был решен важный вопрос дальнейшего организационного массирования танков" ** .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 215. )

** (П. А. Ротмистров. Танковое сражение под Прохоровной. Воениздат, 1960, стр. 30. )

Новые танковые формирования стали мощными ударными подвижными объединениями Советских Вооруженных Сил. Они наращивали ударную силу наземных войск, делали возможным осуществление крупных наступательных боевых операций.

Успехи танковой промышленности оказали огромное воздействие на характер стратегического наступления. Если в боях под Москвой применялись лишь отдельные танковые бригады и батальоны, то в зимней кампании 1942/43 г. в наступлении принимали участие 3 танковые армии и 23 отдельных танковых и механизированных корпуса, а в летне-осенней кампании - 5 танковых армий и 25 отдельных танковых и механизированных корпусов. В результате этого стратегическое наступление протекало в более высоких темпах и велось на большую глубину, чем в первый период Великой Отечественной войны. В зимней (кампании 1941/42 г. наступление осуществлялось на 750-километровом фронте с продвижением в глубину до 400 километров, а в зимней и летне-осенней кампаниях второго периода войны оно развертывалось в полосе до 2000 километров и развивалось в глубину на 600-700 километров. При этом советское командование тщательно и всесторонне организовало стратегическое взаимодействие между фронтами и группами фронтов * .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 597. )

В этот период войны советская танковая промышленность производила танков больше, чем германская танковая промышленность. За два года (1942-1943) в Советском Союзе было выпущено 44,6 лыс. боевых машин, а в Германии всего лишь 18,2 тыс. * . Только Нижне-Тагильский танковый завод, созданный в начале войны на базе эвакуированного Харьковского машиностроительного завода, выпустил за годы войны 35 тыс. танков ** . Славный коллектив Нижнетагильского завода в первом квартале 1945 г. дал фронту столько же танков, сколько дала в четвертом квартале 1941 г. вся танковая промышленность Советского Союза. Челябинский танковый завод имени С. М. Кирова отправил на фронт за годы войны 18 тыс. тяжелых танков и САУ *** .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 592. )

Во время Великой Отечественной войны Советский Союз некоторое количество танков получал из США и Англии по ленд-лизу. Однако полученные из-за границы танки составляли незначительную часть общего числа танков, находившихся на вооружении в Советской Армии. К тому же иностранные танки были преимущественно легкие.

Из общего количества танков, полученных от союзников в 1943 г., легкие танки составляли 70%, а средние - только 25% * . По своим боевым характеристикам эти танки далеко уступали нашим средним и тяжелым танкам, а поэтому использовались в боях лишь в крайних случаях и не играли сколько-нибудь заметной роли в боевых операциях Советской Армии. Этого не отрицают даже многие буржуазные военные исследователи. Так, английский военный историк Лиддел Гарт отмечает, что "применявшиеся русскими танки были почти целиком собственного производства" ** .

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945, т. 3, стр. 214. )

** (В. Н. Lid del Hart . The Other Side of the Hill. London, 1948 p. 231. )

В современных войнах, когда боевая техника стала необычайно сложной, даже небольшое преимущество в тактико-технических данных одних машин перед другими имеет огромное значение.

Советская Армия в годы войны получала на вооружение более совершенные танки, чем германская. Это видно из сравнения важнейших боевых характеристик советских германских танков.

* (Центральный архив Министерства транспортного машиностроения СССР, ф. ПЭО, он. 74, дд. 53, 54; История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 169-170; т. 4, стр. 583. )

Из таблицы видно, что средний советский танк Т-34 значительно превосходил немецкий танк соответствующего типа (T-IV) по броневой защите, мощности пушки и скорости передвижения. Советский тяжелый танк ИС-3 также выгодно отличался от однотипного немецкого танка T-VI ("Тигр"). ИС-3 был легче немецкого танка почти на 10 т, при этом он имел более толстую броню и более мощное вооружение. К этому надо добавить, что советские танки имели лучшую проходимость (меньшее удельное давление) и лучшую приспособленность к полевому ремонту.

Превосходство советских танков над немецкими (признавали даже буржуазные военные авторитеты. "Русские,- писал генерал Э. Шнейдер,- создав, исключительно удачный и совершенный новый тип танка, совершили большой скачок вперед в области танкостроения... Появление новых машин на фронте произвело большой эффект. Попытка создать танк по образцу русского танка немецкими конструкторами оказалась неосуществимой".

Советская бронетанковая промышленность выпускала, как указывалось выше, не только танки, но и самоходно-артиллерийские установки, которые по вооружению, броневой защите и подвижности были близки к танкам, однако отличались от последних -своим назначением в боевых операциях. САУ применялись преимущественно для сопровождения пехоты.

Производством САУ занимались главным "образом завод имени С. М. Кирова, завод № 183 и Уралмашзавод. В январе 1943 г. Уралмашзавод дал фронту первую партию этих замечательных боевых машин. На серийное производство был переведен выпуск легких еамоходно-артиллерийеких установок.

В соответствии с заданием Государственного Комитета Обороны на Кировском заводе в течение одного месяца была создана тяжелая машина - СУ-152. В феврале 1943 г. она (была также поставлена на серийное производство.

С огромным энтузиазмом работала группа конструкторов Уралмашзавод а и Кировского завода, возглавляемая С. Н. Махониным, Л. С. Трояновым и Л. И. Горлицким , над проектированием новой самоходно-артиллерийской установки - СУ-85. Во второй половине 1943 г. было завершено конструирование этой машины и налажено ее крупносерийное производство. Одной из особенностей этой боевой машины по сравнению с другими типами еамоходно-артиллерийских установок являлось то, что она была проста в производстве и на ее изготовление затрачивалось меньше общественно необходимого рабочего времени.

В конце 1943 г. на уральских танкостроительных заводах советские конструкторы в тесном содружестве с учеными и коллективами рабочих создали новые мощные самоходно-артиллерийские установки - ИСУ-122, ИСУ-152.

1943 г. был поистине выдающимся годом в области производства новых типов самоходно-артиллерийских установок. Если в 1942 г. было начато производство только двух типов установок - СУ-122 и СУ-76, то в 1943 г. фронт получил четыре типа установок - СУ-152, СУ-85, ИСУ-122, ИСУ-152. В 1944 г. была создана еще одна самоходно-артиллерийская установка - СУ-100 на базе танка Т-34.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны на вооружении Советской Армии находилось всего семь типов самоходно-артиллерийских установок, которые подразделялись на легкие, средние и тяжелые. В общем производстве САУ за все годы войны легкие самоходно-артиллерийские установки (СУ-76) составляли в среднем 56,8%, средние (СУ-85, СУ-100 и СУ-122) - 22,3%, тяжелые (ИСУ-122, СУ-152, ИСУ-152) - 20,9%.

Такое соотношение в производстве различных типов САУ в основном удовлетворяло запросы фронта и отвечал требованиям советского военного искусства.

Производству новейших типов САУ придавалось большое значение. Если во втором полугодии 1944 г. СУ-100 было выпущено всего 500 шт., то в первых кварталах 1945 г. их производилось значительно больше. ИСУ-122 и ИСУ-152 в 1943 г. было выпущено только 35, а в 1944 г.- 2510 * . Высокими темпами шло развитие производства СУ-76. Если уровень производства второго квартала 1943 г. взять за 100%, то в третьем квартале этого года он уже составил 192%, в четвертом - 408%; в первом квартале 1944 г.- 681%, во втором - 741%, в третьем - 696%, в четвертом - 687%. Этот высокий уровень сохранялся и в 1945 г.

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 4, стр. 583. )

Самоходно-артиллерийских установок в СССР было выпущено в 1943 г. 4 тыс., в 1944 г.- 12 тыс. * , в 1945 г. (за девять месяцев) - 9,3 тыс. Ведущую роль в производстве самоходно-артиллерийских установок занимал Уралмашзавод. В 1943 г. он выпустил 1,4 тыс. САУ, что составляло 35% их общего производства в стране.

* (История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3, стр. 171; т. 4, стр. 583. )

Советские самоходные артиллерийские установки сыграли огромную роль в достижении победы над немецко-фашистскими захватчиками.

По решению Государственного Комитета Обороны в 1943 г. началось формирование первых 30 самоходно-артиллерийских полков РВГК. Уже в конце января 1943 г. два первых таких полка были направлены на Волховский фронт для использования их в качестве средства сопровождения пехоты и танков. Несколько позднее еще два таких полка были направлены на Западный фронт. Первый боевой опыт показал, что самоходно-артиллерийские полки значительно повысили огневую мощь наступающих войск. Начальник штаба артиллерии Советской Армии (генерал-майор Ф. А. Самсонов в апреле 1943 г. докладывал Государственному Комитету Обороны: "Опыт показал, что самоходные орудия нужны, так как пи один другой вид артиллерии не дал такого эффекта в непрерывном сопровождении атак пехоты и танков и во взаимодействии с ними в ближнем бою".

В дальнейшем укомплектование Советской Армии самоходно-артиллерийскими установками шло быстрыми темпами. Фронт получил тысячи первоклассных боевых машин.

В связи с тем что дивизиям, корпусам и армиям придавались полки самоходно-артиллерийских установок из Резерва Верховного Главнокомандования при наступлении, а также вследствие увеличения боевой техники вообще и наращивания накопленного опыта советскими командирами, прорыв глубоко эшелонированной обороны противника осуществлялся в более высоких темпах, чем ранее. Например, если средний теми прорыва обороны под Москвой составлял 100-120 м в час, то при прорыве главной полосы обороны врага в битве под Курском советские войска продвигались со скоростью 1 км в час, т. е. в 9-10 раз быстрее * .

* (Развитие тактики Советской Армии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Воениздат, 1958, стр. 233, 239. )

По своим боевым характеристикам советские самоходные артиллерийские установки были "более совершенные, чем немецкие. Об этом наглядно свидетельствует таблица 31.

Почти все советские САУ соответствующих типов были легче, имели более мощное вооружение и больший запас хода по сравнению с немецкими. Лишь две немецкие самоходные установки ("Фердинанд" и "Тигр-В") превосходили наши САУ в толщине брони. Но это преимущество имело и свою отрицательную сторону: оно делало машины необычайно тяжелыми, маломаневренными, а следовательно, и легкоуязвимыми.

Из сказанного видно, что советская бронетанковая промышленность в ходе Великой Отечественной войны непрерывно наращивала темпы выпуска боевой техники. В 1944 г. она дала 29 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок против 24 тыс. в 1943 г. Всего с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. в СССР было выпущено 102,5 тыс. танков и САУ * .

* (Центральный архив Министерства транспортного машиностроения СССР, ф. ПЭО, оп. 74, дд. 53, 54; История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 4, стр. 583. )

Германия выпустила в 1941 г. 5138 танков и броневиков, в 1942 г.- 9287, в 1943 г.- 19 824 и в 1944 г.- 27 340, а всего за 4 года - 61589 танков и легких броневиков. Из сопоставления цифр видно, что Советский Союз производил бронированных боевых машин значительно больше, чем Германия. В этом состояла одна из крупнейших побед советской военной индустрии.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы