Технология социальной работы глоссарий. Краткий словарь терминов по социальной работе. М. А. ГулинаСловарь-справочник по социальной работе

Управление социальным развитием организации: учебное пособие Оксинойд Константин Элиасович

Краткий словарь терминов

Краткий словарь терминов

Адаптация – приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

Адаптация социальная – процесс и результат активного приспособления индивида или группы к условиям новой социальной среды.

Адаптация профессиональная – приспособление человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.

Анкета социологическая – разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе (анкетировании). Вопросы анкеты формулируются и связываются между собой по определенным правилам.

Анкетный опрос – один из основных методов сбора данных, необходимых для разработки прогнозов и планов социального развития организации.

Качество трудовой жизни – понятие, производное от понятия качества жизни . Выражает степень и полноту удовлетворения материальных и культурных потребностей работников предприятия и членов их семей, обусловленных характером, условиями, содержанием и результатом их труда. Концепция социального управления организацией, заключающаяся в учете потребностей и определении путей повышения благосостояния работников, расширения их участия в принятии решений, улучшения комплекса условий труда (в широком понимании) с целью роста функциональной эффективности организации.

Количественными индикаторами качества трудовой жизни являются комплекс показателей уровня жизни, отражающих состав и объем различных благ, приходящихся в среднем на одного работника или группу работников (рабочих, служащих), состояние окружающей среды (как производственной, так и социальной) и т. п.

Коллективный договор – юридический документ, фиксирующий конкретные условия найма на заданный период, составленный на основе соглашения между представителями наемных работников предприятия, отрасли или группы отраслей народного хозяйства и предпринимателей.

Коллектив трудовой – разновидность трудовой общности, большинство членов которой воспринимают общие производственные цели как свои собственные. Другими словами, цели организации являются усвоенными, собственными целями большинства данной трудовой общности.

Культура – специфическая система способов организации человеческих сообществ, обеспечивающая наряду с хозяйственной деятельностью их сохранение, воспроизводство и саморазвитие. Проявляется в виде материальных и духовных продуктов деятельности, центральное место среди которых занимают общие (базовые) идеи о человеке и мире и связанные с ними ценности. Базовые идеи и ценности составляют фундамент культуры, на котором строятся непосредственные регуляторы поведения людей и групп – образцы восприятия поступков и поведения других, мышления и деятельности.

Культура организации (корпоративная, организационная культура) – один из многих элементов культуры общества, являющийся ее определенным отражением и частью. Культура организации – важнейшая характеристика ее социальной общности – заключается в представлениях ее сотрудников о назначении организации (миссии), разделяемых большинством ценностях, идеалах, целях, используемых средствах их достижения, традициях, нормах отношений между коллегами, руководителями и исполнителями.

Объект социального управления – социальные системы, подсистемы, их элементы и связи, на которые оказывается целенаправленное воздействие. В социальных системах имеет место совпадение (большее или меньшее) объекта и субъекта управления.

План социального развития – официальный документ, служащий основным средством управления социальным развитием организации. Определяет состав мероприятий, количественные значения показателей объема материальных, социальных, культурных и других благ, предоставляемых работникам организации и членам их семей, сроки предоставления, а также состав необходимых для этого ресурсов. Реализация плана социального развития служит основой выполнения коллективного договора.

Программа социального развития – комплекс мероприятий, подчиненных решению наиболее актуальной социальной проблемы (задачи) организации, которые должны быть выполнены в течение заданного отрезка времени. Например, программа строительства базы отдыха для сотрудников предприятия.

Социальная инфраструктура – система учреждений и организаций, материальная база, создающая условия для рационального труда и других видов деятельности людей (социально-политической, культурной, семейно-бытовой, рекреационной и т. п.), позволяющих им реализовать себя как полноправный участников общественной жизни.

Социальная система – объединение людей, комплекс учреждений, их элементы, существующие как единое целое, активно взаимодействующее со средой, способное к целенаправленным действиям, самоорганизации и развитию.

Социальная среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. В широком смысле (макросреда) социальная среда включает в себя общественно-экономическую систему в целом: производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание и культуру. В узком смысле (микросреда) – непосредственное окружение человека – члены семьи, трудовые, учебные и другие малые группы, членом которых он является.

Социальное – 1. Связанное с человеком свойство различных явлений, объектов и процессов, противопоставленное их природным и биологическим свойствам. 2. Общее свойство, присущее различным индивидам и группам, являющееся результатом их взаимодействий и участия в общей системе отношений. Возникает, когда поведение одного индивида (группы) оказывается под влиянием другого индивида (группы). 3. Сфера, область, участок деятельности или объект управления, непосредственно не связанные с экономикой и производством. Сюда относятся, в частности, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение, забота о материнстве, детстве, инвалидах и т. п.

Социальное развитие – социальный процесс, заключающийся в таком изменении социальных систем, которое влечет за собой обогащение и дифференциацию их элементов и связей между ними. В результате социального развития происходит переход социальной системы из одного качественно определенного состояния к другому, отличающемуся большим разнообразием свойств и возможностей.

Социальное управление – воздействие на общество и составляющие его подсистемы, элементы и связи между ними с целью упорядочения, обеспечения устойчивого функционирования, совершенствования и развития.

Социальные нормативы – стандартизированные значения объема социальных благ, предоставляемых организацией своим работникам или органами местного самоуправления населению, проживающему на соответствующей территории. Выражаются в относительных единицах (размер благ/ чел.). Служат средством контроля состояния и планирования развития социальной сферы на заданный период времени (как правило, год).

Субъект социального управления – государство, организация, предприятие, социальная общность или выступающие от их имени учреждения, принимающие решения и обеспечивающие их выполнение с целью создания, функционирования и развития объектов и систем, служащих удовлетворению материальных и культурных потребностей людей.

Трудовые отношения – каждодневное, подчиняющееся определенным нормам взаимодействие между работодателями и наемными работниками, а также более официальные процедуры и институты, посредством которых две эти группы определяют величину оплаты труда и другие условия найма, включая объем и состав благ, являющихся предметом планирования социального развития и коллективного договора.

Управление – функциональный элемент или функция организованных систем различной природы – биологических, социальных и технических. Реализация данной функции обеспечивает сохранение структуры управляемой системы, поддерживает определенный режим деятельности, реализацию программы достижения цели.

Факторы социального развития – совокупность явлений или процессов природного, культурного, правового и социального характера, а также научно-технического, производственно-экономического, влияющих на качественные изменения социальных систем (обществ, институтов, организаций, больших и малых социальных групп).

Функционирование социальных систем – регулярная, преимущественно циклическая деятельность социальных общностей, институтов, организаций, подчиненная выполнению стандартных, рутинных задач.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Краткий терминологический словарь Адресант – обладатель и отправитель информации, он же – коммуникант.Адресат – получатель информации.Акустический образ – явление, которое воспринимается на слух или произносится.Вербальное поведение – поведение человека,

Из книги автора

Из книги автора

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Выставки и ярмарки - это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги. (Из Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ).Выставки - рыночные

Из книги автора

Словарь терминов Агентства по подбору персонала - организации, которые по заказу компании подбирают на работу персонал. Услуги для кандидатов, как правило, бесплатны. Агентства выполняют свою работу, руководствуясь существующим законодательством и этикой бизнеса. Во

Из книги автора

СЛОВАРЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ Профессиональная лексика занимает исключительное место в словаре маркетолога, и ее освоение будет вам чрезвычайно полезно. Конечно же, здесь все в лучших традициях маркетинга.CRM (маркетинг, ориентированный на отношения с

Из книги автора

Словарь кибернетических терминов, использованных в книге Поскольку не существует официальной организации для определения кибернетической терминологии, ниже следуют мои собственные определения. Некоторые термины взяты мной из других наук, и они могут использоваться

Из книги автора

Приложение А Словарь терминов Аудитория проекта. Все, кто поддерживает проект или проявляет к нему интерес, а также те, для кого он имеет какое-либо значение.Главный сторонник проекта. Влиятельное лицо вашей организации, которое оказывает всемерную поддержку проекту,

Из книги автора

Англо-русский словарь терминов, применяемых в медиапланировании ADI (area of dominant influence) – «область доминирующего влияния», территория, которую покрывает сигнал телестанцииaccumulated net-coverage – аккумулированная аудитория, общий охват части населения или целевой группы, с которой

Из книги автора

Словарь терминов 1G - первое поколение мобильной связи, к которому относятся аналоговые стандарты связи.2G – условное обозначение сетей второго поколения. К ним относятся такие стандарты связи, как GSM, D-AMPS, TDMA, CDMA.3G – технологии мобильной связи третьего поколения – набор

АБСОЛЮТНАЯ БЕДНОСТЬ - отсутствие у человека средств, которые общество считает необходимыми для поддержания минимально допустимого прожиточного уровня жизни.

АНОМИЯ - искажения в ценностно-нормативной системе.

БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ - в социальной работе - знания, извлекаемые из исследований, теоретических суждений, системно изучаемых релевантных феноменов, опыта практикующих социальных работников.

ВАЛИДНЫЙ КОНСТРУКТ - в социальных исследованиях - комплекс методов, оценивающих действительность релевантным инструментарием.

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - сообщение информации посредством человеческой речи.

ВЗАИМОПОМОЩЬ - взаимовыручка, в более узком экономическом смысле - форма обмена, зародившаяся в первобытной общине с появлением распределения по труду и личной собственности.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА СОЦИАЛЬНУЮ СРЕДУ - комплекс мероприятий, направленных на улучшение социальной микросреды.

ГИПОТЕЗА - предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, а также дать предварительное объяснение факту или группе фактов.

ДЕНЕЖНЫЕ ПОСОБИЯ - средства, выплачиваемые клиенту социальными службами или другими организациями.

ДИАГНОЗ - в социальной работе - процесс понимания конкретной проблемы, ее корней и возможных путей помощи.

ДИСКУРС - логическое рассуждение как противопоставление интуитивному выводу.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - образ жизни, объединяющий все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для организма условиях; включает в себя рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований рационального питания, психогигиены и личной гигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек и т. д.

ЗНАНИЕ - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

ИНВАЛИД - человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость ею социальной защиты.

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - вид социального обслуживания и система соответствующих структур местных органов власти, деятельность которых направлена конкретному человеку путем оказания адресной материальной, психологической и социальной поддержки.

ИССЛЕДОВАНИЯ - стандартизированные процедуры, направленные на поиск знаний.

КЛИЕНТ (в литературе по социальной работе нередко используется термин «пользователь услуг») - человек, который либо в собственных глазах, либо с точки зрения других людей оказался в проблемной ситуации и не может с ней справиться.

КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ - помощь клиенту в изменении своих когнитивных процессов, тем самым дающая возможность справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами.

КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - процесс обмена коммуникативными действиями между субъектами.

КОММУНИКАЦИЯ - акт общения между двумя или более индивидами, основанная на их взаимодействии.

КОНГРУЭНТНОСТЬ - степень соответствия между сообщением (то, что вы выражаете), опытом (то, что происходит в вашем поле) и сознаванием (то, что вы замечаете).

КОНСТРУКТ - комплекс абстрактных понятий и эмпирических ссылок.

КОНТРАКТ - рабочее соглашение между сторонами относительно совместных усилий по обеспечению перемен.

КОНЦЕПТ - абстракция, генеральная идея, символ, представляющий класс определенных событий и феноменов, например: эго, стресс, социальный тип, социальное функционирование.

ЛИБИДО - изначально означало лежащую в основе всех сексуальных проявлений специфическую сексуальную энергию, которая теоретически может быть измерена, но на данный момент она неизмерима.

ЛИЦО БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА - человек, не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлого образа жизни.

МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ - помощь индивидам с целью получения образцов поведения, дающих возможность им успешно функционировать в окружающей среде.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - специфические процедуры, включающие ряд необходимых последующих действий, таких как формулирование гипотезы, эксперимент, верификация полученных данных.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - передача информации посредством знаков оптико-кинестезической, паралингвистической и экстралингвистической систем, организация пространства и времени коммуникативною процесса посредством визуального контакта.

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - агентство, деятельность которого носит исключительно благотворительный характер и не направлена на получение прибыли.

НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ - степень несоответствия между сообщением, опытом, сознаванием.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ - деятельность социального работника в интересах клиента, когда цели работы определяются в результате прямого контакта с клиентом.

ПЕНСИЯ - денежное обеспечение, получаемое гражданами из общественных фондов потребления. Старость, потеря трудоспособности, выслуга лет, потеря кормильца - все эти факторы являются основанием для начисления пенсии.

ПОМОЩЬ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА - система социальных услуг для обеспечения поддержки клиентов в конкретном районе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ - в социальной работе - эклектические конструкты, включающие в себя системные теории и объяснительные модели, принципы, используемые в помогающей практике и служащие для понимания индивидов, их проблем, жизненных ситуаций.

ПРИНЦИП - основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства.

ПРИНЯТИЕ - отношения, устанавливаемые социальном работником, выражающиеся в симпатии к клиенту, в поддержании постоянной заботы и сочувствии.

ПРОБЛЕМА - ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование.

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ - оказание клиенту помощи в осознании своих проблем и реализации действий по их решению.

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ - формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности в области социальной работы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ - негативные изменения в личности социального работника как последствия временных психических состояний усталости и напряженности, приводящие к кризисам и ошибкам в профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - характеристика специалиста по социальной работе, степени его соответствия требованиям профессии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач в социальной работе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ - социальная роль, обусловленная местом индивида в системе объективных социальных отношений, а также совокупностью осуществляемых им функций.

ПРОЦЕСС - организованная, последовательная деятельность социального работника, направленная на развитие способностей клиента самостоятельно решать свои проблемы.

РАБОТА В МАЛЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ спектр методов, используемых для повышения качества жизни населения на данной территории.

РАБОТА С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СЛУЧАЕМ один из основных методов социальной работы, направленный на решение проблем конкретного человека.

РАБОТА С ГРУППОЙ - метод социальной работы, когда люди, имеющие общие интересы или проблемы, при участии социального работника регулярно встречаются для осуществления деятельности, направленной на достижение общих целей.

РЕДИСТРИБУЦИЯ - передача части произведенного общинниками избыточного продукта в распоряжение вождей на различные общественные нужды.

РЕЦИПРОКАЦИЯ - взаимопомощь, взаимный обмен дарами, услугами.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (по А. Маслоу) - наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - право клиента самостоятельно принимать решения.

СЕКСИЗМ - институциональные и индивидуальные ориентации и установки по признаку пола, приводящие к дискриминации субъекта.

СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ - комплекс подходов и методов помощи семье в разрешении проблем, возникающих во взаимоотношениях между ее членами.

СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ» дезадаптированность к рабочему месту вследствие чрезмерной профессиональной нагрузки и неадекватных межличностных отношений при оказании профессиональной помощи.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - приспособление граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА - система принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих их реализацию по предоставлению оптимальных условий жизни, удовлетворению потребностей, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, смерть кормильца, инвалидность и т.д.); комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения уровня жизни.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА - наука и практика создания системы мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА - предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (переобучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ - временные меры адресной индивидуальной поддержки в кризисной ситуации (услуги, пособия), которые проводятся в рамках общей политики контроля над доходами (пособие по нуждаемости и др.), а также в особых ситуациях (вынужденные переселенцы, ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и т.п.).

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА - профессии в сфере социальной работы, обеспечивающие социальные перемены, помогающие разрешать проблемы в отношениях между людьми, повышающие социальное благосостояние людей, предоставляя им определенные полномочия и свободу. Применяя на практике теории поведения и социальных систем, социальная работа проводится в той области, где люди взаимодействуют с окружающими их факторами. В социальной работе основополагающими принципами являются принципы прав человека и социальной справедливости (определение дано Международной федерацией социальных работников в июле 2000 г. в Монреале, Канада).

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и т.д.), девиантного поведения личности.

СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА - система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - особая область общественной жизни, существующая наряду с экономической, политической, духовной и взаимодействующая с ними. Взаимоотношения в обществе социальных групп, классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения, а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - взаимодействие социального работника и клиента с целью оказания последнему конкретных услуг по организации поддержки со стороны окружающих, помощи в решении социальных конфликтов и проблем.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - система социально-экономических мер по материальному обеспечению нетрудоспособных, по всестороннему обеспечению детства и родительства, включает социальные пенсии (по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца и др.), пособия (по беременности и родам, гражданам, имеющим детей, и др.), компенсационные выплаты (неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и др.), стипендии и т.д.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ - система материального обеспечения трудящихся в случае потери трудоспособности, болезни, по возрасту и др., обеспечивает гарантии социальных и профессиональных рисков различного типа. Важнейший источник социального страхования - обязательное удержание страховых взносов из заработной платы, дополняемое взносами работодателей.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ система мероприятий по созданию возможностей и условий, для всестороннего, всеобъемлющего культурного развития всего населения и его малообеспеченных слоев, при которых деятельность общественных индивидуумов направлена на освоение природы и развитие общественного жизненного процесса посредством осознанных, скоординированных действий с целью раскрытия человеческих жизненных возможностей.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ ПРИ ШКОЛЕ - направление школьной социальной работы, имеющее целью оказание помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по причинам недостатков в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ - организации, деятельность которых направлена на поддержку развития человека и обеспечение его благосостояния.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ - действия по оказанию помощи клиенту социальной службы в соответствии с видами социального обслуживания.

СОЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ - экспертная оценка, предполагающая сбор данных о клиенте и условиях его жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ - учреждение социальной помощи, где человек, находящийся в трудной жизненной ситуации, может находиться круглосуточно, обеспечивается питанием и необходимой помощью.

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК - работник социальной службы, оказывающий консультативные, реабилитационные, педагогические и социально-бытовые услуги клиентам.

СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - специалист, помогающий ребенку справиться с социальными и психологическими проблемами в процессе социализации.

СТАЦИОНАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - специальная система помощи и ухода за людьми, помещаемыми в специальные учреждения.

ТЕОРИЯ - система основных идей в той или иной отрасли знания.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА - совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц Российской Федерации.

ТИПОЛОГИЯ - в социальной работе - система, призванная классифицировать, систематизировать, организовывать явления и опыт практики в целостные релевантные структуры, например: типология индивидуальной работы, типология интервенций, типология диагностики и т.п.

ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, безработица и т.д.).

ФАКТ - событие, сделанное, совершившееся, находящаяся перед нами действительность, то, что, признается реально существующим.

ФАНДРЕЙЗИНГ - деятельность по сбору средств или поиску спонсора для финансирования определенного проекта.

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ учреждение социальной защиты населения, осуществляющее организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.

ЧЕРТА БЕДНОСТИ - средства, которые общество считает необходимыми для обеспечения минимально допустимого прожиточного уровня жизни населения в данный момент.

ШКОЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА подразделение школы, предназначенное для организации активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников и родителей, внешних социальных структур для оказания реальной квалифицированной, своевременной и всесторонней помощи детям и учителям с целью защиты их личностных прав и предупреждения их нарушений.

ЭМПАТИЯ - особый способ понимания чувств другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоционального состояния, в проникновении в его переживания.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ - система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы являются основным критерием для восприятия и оценки других этнических общностей.

ЭФФЕКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ - способ оптимизации межличностного общения, процесс активного взаимодействия с партнером.

Текущая страница: 1 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 21 страниц]

Шрифт:

100% +

М. А. Гулина
Словарь-справочник по социальной работе

Не человек является проблемой, а у него есть проблема.

H. Stein. Social science and social work practice and education


Рецензент: С. Б. Малых, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный словарь является первым изданием на русском языке, где представлен основной тезаурус современной методологии социальной работы в широком смысле этого термина. Из истории развития социальной работы в западноевропейских странах со всей очевидностью следует, что социальная работа имеет глубокие корни в психологии, социологии, философии (этике, например), она также неразрывно связана с вопросами психического здоровья членов общества, их юридическими правами, ценностями и установками по отношению к себе и окружающему миру. Именно поэтому в данном издании проинтегрирован опыт как зарубежных экспертов в этой области, так и опыт, накопленный российскими специалистами.

Развитие социальной работы как государственно организованной системы программ комплексной помощи населению в нашей стране началось менее 20 лет назад, хотя традиции попечительской и благотворительной деятельности были достаточно глубокими в дореволюционной России. Рождением, или институализацией, социальной работы как профессиональной области можно считать 1870 год: время первой национальной конференции социальных работников США. Приблизительно в это же время в России началось беспримерное общественное движение «народовольцев», которых можно назвать первыми волонтерами, или группами людей, сознательно поставившими себя на службу беднейшим слоям российского общества. В это время и во многих других развитых странах альтруизм стал принимать общественные формы, а накапливаемый практический опыт стал осмысливаться и систематизироваться.

В настоящее время социальная работа за рубежом – это отдельная научная область, в которой проводятся обширные исследования, защищаются диссертации и присваивается ученое звание Professor of Social Work; практически каждый зарубежный университет имеет в своем составе отдельный факультет социальной работы, где требования к профессиональным навыкам выпускников очень высоки. Развитие социальной работы в нашей стране даже в сравнительно короткий срок со всей очевидностью показало такую же необходимость профессионализации этой одной из самых гуманных практик.

Это, в свою очередь, невозможно без развития теории и концептуального аппарата социальной работы, так как профессионализация социальной работы связана с пониманием именно психологических механизмов и возможных последствий как положительных, так и отрицательных действий занятых в различных социальных программах социальных работников, психологов, психиатров, социальных педагогов, работников приютов, служащих собесов, пеницитарных и других подобных учреждений.

Именно поэтому в данном словаре большое внимание уделено динамике представлений о предмете социальной работы. Если период до 2-й Мировой войны характеризовался большим вниманием к практическим проблемам, с которыми сталкивались социальные работники, то в послевоенный период параллельно с бурным развитием альтернативных психоанализу направлений в психологии личности и психотерапии социальная работа стала приобретать все более психологическое содержание как практика и все более часто психологические концепции стали привлекаться для интерпретации накапливаемого опыта. Эта тенденция к психологизации социальной работы в ее определенных разделах наблюдается и сегодня, когда пишутся труды по «лечению в социальной работе» (например, Turner F. Social Work Treatment, 1979), по психодиагностике в социальной работе, а практическая подготовка социальных работников складывается из разнообразных тренингов навыков вмешательства в ситуацию, требующую помощи (intervention skills), умения слушать клиента и т. д. Так, уже в 1954 г. предметом социальной работы стало считаться предотвращение и снижение социально и психологически опасных эффектов кризисных ситуаций. Акцент также ставился на развитии этичных гармоничных и эффективных взаимоотношений между индивидуумом и обществом и сообществом, в которых он находится. Ведущими в социальной работе стали три крупных блока методов: консультирование, поиск ресурсов и создание сети вокруг клиента. Стало ясно, что в отличие от других практик целью социальной работы должно быть самоусиление человека, которому оказывается помощь.

Над теорией социальной работы в послевоенной Европе и Америке работала целая плеяда крупных теоретиков. Некоторые из них считали, что задача социальной работы – помочь людям достичь таких взаимоотношений, которые будут способствовать реализации их потенциала как человеческих существ в соответствии с их культурными обычаями и ценностями.

Социальная работа в истории развития своего предмета претерпела ряд радикальных изменений фокуса исследования. Самым серьезным таким изменением является смещение внимания от причин к функции – от поиска и излечения причин дисфункций к созданию работающей адекватной программы, в которой предусмотрена ответственность общества за данную дисфункцию. Прежние модели «помощи нуждающимся» становятся все менее популярными: практика социальной работы отражает все более развивающуюся демократическую этику, что проявляется в понимании социального благополучия как «права» всех и каждого, а не «дара» привилегированных непривилегированным, хотя верно и то, что социальные работники и сегодня понимают свою ответственность за нужды людей, продолжая оказывать им профессиональную помощь в борьбе с социальными стрессами.

А

АА (Alcoholic Anonymous – Анонимные Алкоголики) – добровольное «содружество мужчин и женщин, которых объединяют опыт, воля и общее желание излечиться от алкоголизма самим и помочь в этом другим». АА – уникальные непрофессиональные, неформальные психотерапевтические группы само– и взаимопомощи.

АА возникли в США в 1935 г. Инициатором выступил алкоголик-бизнесмен, который пытался бросить пить и на своем опыте понял, что гораздо легче переносить абстинентный синдром, помогая другим сделать то же самое. Движение охватило свыше 1 млн человек более чем из 110 стран и в конце 1980-х гг. стало проникать в Россию. Многие медики, психотерапевты и психологи позитивно оценивают АА. Американская ассоциация врачей в 1967 г. объявила членство в группах самым эффективным методом лечения алкоголизма. АА – свободное сообщество: нет ни четкой структуры (каждая группа действует самостоятельно), ни центрального руководства (только некоторая координация), ни процедуры вступления (достаточно желания бросить пить и посещать встречи группы), ни каких бы то ни было взносов (только добровольные пожертвования), ни обязательности посещения собраний. Члены АА различаются полом, возрастом, национальностью, семейным, имущественным, социальным положением, вероисповеданием, алкогольным стажем и пр., объединяет их лишь общий подход к проблеме алкоголизма. Алкоголизм рассматривается как прогрессирующая болезнь, которую нельзя излечить, но при сильном желании можно купировать.

Успех деятельности АА определяется целым рядом факторов.

1. Хорошо известно, что в лечении алкоголизма одна из наиболее трудных проблем – преодолеть психологическую защиту больного и убедить его в необходимости лечения. В АА неофит начинает именно с осознания себя как алкоголика. Человек может быть либо алкоголиком, либо неалкоголиком; «умеренный алкоголик» – это иллюзия. Понимание этого – первый шаг к освобождению от алкогольной зависимости. Поэтому первая из 12 заповедей гласит: «Мы признали, что алкоголизм подчинил нас себе и что он, а не мы, распоряжается нашими судьбами».

2. Принцип анонимности является важным фактором для испытывающих стыд или страх перед тем, что соседи, коллеги, начальство узнают об их алкоголизме. Естественно, члены группы не встречаются в масках и знают друг друга, но они не должны раскрывать имени других без их согласия.

3. АА не требуют невозможного, например клятвы не пить до конца дней или даже завтра. Они ставят сложную, но выполнимую «программу на сутки» – не пить «сегодня». АА знают, что практически всегда существует опасность рецидива («срыва»)

4. Психотерапевтический эффект группы является следствием того, что каждый АА, борясь с собственной тягой к алкоголю, стремится помочь другим. Общность проблем и интересов приводит к обмену опытом, взаимной поддержке. Кроме того, собираясь вместе, развлекаясь, знакомясь семьями, АА тем самым образуют «безалкогольный микросоциум» в «алкогольном мире».


Аборт – утрата плода в результате планового прерывания или невынашивания беременности.

Аборт разрешен при сроке беременности до 12 недель (и лишь в исключительных случаях на более поздних сроках). Большинство абортов производится в первые 12 недель беременности бесплатно для пациентки в учреждениях государственного здравоохранения или за плату в частных клиниках.

Существуют два основных метода аборта: вакуум-аспирация и медикаментозный. Оба применяются в амбулаторных условиях, осложнения после абортов встречаются редко. Самочувствие обычно нормализуется через один-два дня, однако некоторые женщины испытывают чувство подавленности еще долгое время после этого. Незапланированная беременность влечет за собой ряд разнообразных последствий, поэтому и реакции женщин на аборт сильно варьируют: от чувства облегчения, эйфории до скорби, гнева, печали, оцепенения и чувства вины, что вполне оправданно в ситуации тяжелого жизненного кризиса. Выраженная ДЕПРЕССИЯ после аборта бывает редко, как правило, у очень юных или одиноких женщин, а также при аборте на поздних сроках беременности или депрессии в анамнезе. Женщины с незапланированной беременностью могут испытывать потребность во внимательном собеседнике, например, во время консультации перед абортом. Если женщину заставили сделать аборт и ей трудно с этим смириться, то может помочь психологическое консультирование.

Хотя аборт – вполне законная процедура, многие его осуждают по религиозным и этическим соображениям. Некоторые люди выступают против такого показания для аборта, как «нарушения у плода», полагая это дискриминацией самого существования и жизненного опыта инвалидов. Они настаивают на установлении в обществе режима благоприятствования инвалидам и лицам, осуществляющим за ними уход, чтобы женщины не считали аборт единственным выходом из положения. Сторонники абортов, напротив, ратуют за право женщины сделать свой выбор, поскольку в противном случае существует угроза подпольных абортов и самостоятельных попыток прерывания незапланированной беременности.


Абсолютная бедность – нехватка ресурсов, угрожающая жизни людей.


Аверсивный стимул – событие или физическое ощущение, которое человек считает неприятным и воспринимает как наказание. Программы МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ строятся на том, что аверсивный стимул непосредственно следует за нежелательным поведением, которое психотерапевт или социальный работник желает устранить. В прошлом такие стимулы включали электрошок, вдыхание паров аммиака, употребление лимонного сока. Современные бихевиористы ратуют за естественные раздражители, в частности выражение неодобрения. Многие вообще не используют аверсивные стимулы как манипулятивные и непродуктивные, разрабатывая альтернативные программы в процессе сотрудничества со своими клиентами и их семьями.


Авторитарная личность – человек, почтительный и подобострастный по отношению к власть имущим и враждебно настроенный по отношению к другим, отличным от него людям. Авторитарная ЛИЧНОСТЬ не всегда готова отвечать за свои действия, считая, что ею руководят другие люди.

Объясняя феномен авторитарной личности, психологи и психоаналитики усматривают причину ее формирования в дисбалансе между дисциплиной и самовыражением у ребенка, которого воспитывали в условиях неукоснительного соблюдения социальных норм. Следствием является переключение агрессии с родителей на другие объекты (включая окружающих людей) для того, чтобы избежать наказания.


Авторитарность (автократичность) – социально-психологическая характеристика стиля руководства и лидерства, особенностями которого являются: жесткая централизация руководителем (лидером) своих управленческих функций, сосредоточение в его руках всей полноты власти, подавление инициативы подчиненных («ведомых»), недопущение их к решению важнейших вопросов совместной деятельности, преимущественное использование приказов и распоряжений, различных форм наказания для оказания на них соответствующего воздействия.


Агентство общее понятие, которое используют применительно к любой организации, занимающейся социальной или благотворительной деятельностью, будь то местные органы власти, добровольная или частная организация.


Агнозия (от греч. а – отрицательная частица и gnosis – знание) – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Агнозия связана с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, входящих в состав коркового уровня анализаторных систем. Поражение первичных (проекционных) отделов коры вызывает лишь элементарные расстройства чувствительности (нарушение сенсорных зрительных функций, болевой и тактильной чувствительности, снижение слуха). При поражении вторичных отделов коры больших полушарий элементарная чувствительность у человека сохраняется, однако он утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации, что приводит к нарушению различных видов восприятия.

Различают несколько основных видов агнозий: зрительные, тактильные, слуховые.

Зрительные агнозии возникают при поражении вторичных отделов затылочной коры. Они проявляются в том, что человек – при сохранности достаточной остроты зрения – не может узнать предметы и их изображения (предметная агнозия), различить пространственные признаки объектов, основные пространственные координаты (пространственная агнозия); у него нарушается процесс опознания лиц при сохранности восприятия предметов и их изображений (агнозия на лица, или прозопагнозия), нарушается способность классифицировать цвета при сохранности цветового зрения (цветовая агнозия), утрачивается способность различать буквы (буквенная агнозия, этот вид агнозии лежит в основе одной из форм нарушения чтения,), резко сокращается объем одновременно воспринимаемых объектов (симультанная агнозия). Характер зрительных агнозий определяется стороной поражения и локализацией очага в пределах вторичных корковых полей затылочных отделов больших полушарий и прилегающих к ним теменных и височных областей.

Тактильные агнозии возникают при поражении вторичных корковых полей теменной доли левого или правого полушария и проявляются в виде расстройства опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении узнавания частей собственного тела, нарушении схемы тела (соматоагнозия).

Слуховые агнозии возникают при поражении вторичных корковых полей височной доли. При поражении височной коры левого полушария слуховая или слухоречевая агнозия проявляется в виде нарушения фонематического слуха, т. е. нарушения способности различать звуки речи, что приводит к расстройству речи; при поражении височной коры правого полушария (у правшей) возникает собственно слуховая агнозия – невозможность узнавания знакомых немузыкальных звуков и шумов (например, лая собак, скрипа шагов, шума дождя и т. п.) или амузия – невозможность узнавания знакомых мелодий, расстройство музыкального слуха.


Аграмматизм (от греч. agrammatos – нечленораздельный) – ошибки в грамматическом построении активной речи (экспрессивный аграмматизм) и в понимании значения грамматических конструкций, выражающих отношения с помощью флексий (брат отца), предлогов (под, над), союзов (хотя, несмотря на и т. д.) и порядка слов (платье задело весло и весло задело платье) (импрессивный аграмматизм). Аграмматизм у взрослых возникает при различных формах афазии как проявление нарушений речи. Аграмматизм у детей может проявляться на ранних этапах развития речи, а также при нарушениях слуха, препятствующих речевому общению и усвоению сложных грамматических форм языка. Явления аграмматизма могут быть обнаружены как в устной, так и в письменной речи.


Аграфия (от греч. а – отрицательная частица и лат. grapho – пишу) – нарушения письма, возникающие при различных расстройствах речи. Проявляются либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов и букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т. д.

Аграфия у детей – одно из проявлений алалии – следствие общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга. Нередко аграфия у детей обнаруживается при расстройствах речи, связанных с отклонениями в овладении звуковым составом слова, с нарушением звукового анализа слов. Аграфия у взрослых – одно из проявлений афазии. В этих случаях форма аграфии зависит от локализации поражения мозга и особенностей афазии. При поражении коры левой височной области (у правшей) аграфия связана либо с нарушением фонематического слуха, либо с дефектами слухоречевой памяти. При сохранном списывании с текста и сохранности графических стереотипов (подпись, написание знакомых слов, цифр и т. п.) нарушается письмо под диктовку и самостоятельное письмо. В легких случаях больные смешивают звуки, близкие по фонематическим признакам, затрудняются при выделении звуков в словах, сходных по звучанию; в тяжелых случаях письмо становится для больных полностью недоступным. При поражении коры нижних отделов левой постцентральной области мозга (у правшей) аграфия бывает связана с нарушением кинестезической основы речевого акта. Больные ошибаются при написании звуков, близких по артикуляции (например д, л, н) и слабоартикулируемых звуков (гласных). Исключение внешней артикуляции еще более затрудняет письмо. При поражении коры нижних отделов левой премоторной области мозга (у правшей) аграфия возникает вследствие нарушения динамической организации речевого акта. Страдает общая «кинетическая мелодия» письма. Правильно записывая отдельные буквы и даже слоги, больные затрудняются при написании целого слова: возникают персеверации, трудности переключения с одного слога или буквы на другой, что нарушает весь процесс письма. При поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга аграфия входит в синдром зрительных гностических расстройств. Возникают трудности перешифровки фонем в пространственно организованные графемы. Пространственно ориентированные элементы букв искажаются и пишутся зеркально. Эти дефекты проявляются в самостоятельном письме, письме под диктовку, при списывании текста. Иногда (чаще при поражении затылочно-височных отделов коры левого полушария мозга у правшей) больные вообще не могут написать графему, соответствующую тому или иному звуку; зрительные образы букв распадаются; изображенные больными буквы не имеют никакого сходства с требуемыми. Такое нарушение письма получило название оптической аграфии. Специальную форму аграфии составляют нарушения письма, возникающие при поражении лобных долей мозга, когда письмо страдает, как и другие виды произвольной целенаправленной психической деятельности. В таких случаях в наибольшей степени нарушается самостоятельное активное письмо вследствие дефектов замысла, программирования письма и контроля за процессом написания букв.


Агрессивное поведение – враждебные действия, целью которых являются причинение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей и конфликт. По своей направленности агрессивное поведение может быть: 1) непосредственным, прямым, т. е. направленным против объекта, который является источником фрустрации; 2) смещенным, когда индивид, испытывающий фрустрацию, не может направить свое агрессивное поведение непосредственно против источника фрустрации и ищет козла отпущения.

Поскольку устремленное вовне агрессивное поведение (гетероагрессия), как правило, подвергается со стороны общества социальным санкциям, что усиливает фрустрацию, у человека может выработаться механизм, направляющий агрессивные импульсы внутрь, на самого себя. Такое агрессивное поведение называется аутоагрессией. Она проявляется в актах самоунижения, самообвинения вплоть до нанесения себе телесных повреждений и самоубийства. У человека вследствие социализации агрессивное поведение приобретает многообразные формы. Различают агрессию социально приемлемую, когда напряжение и тревога, вызванные фрустрацией и конфликтом, разрешаются в действиях, соответствующих социальным нормам, и асоциальное агрессивное поведение, проявляющееся в действиях, не согласующихся с нормами поведения (ругань, оскорбления), вплоть до деструктивных актов.


Агрессия – действие или УСТАНОВКА с целью причинения ущерба физическому или психологическому благополучию другого человека или группы людей. (См. также НАСИЛИЕ.)


Адаптация – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно:

Адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

Адекватная система отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;

Изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других (Психологический словарь. М., 1997. С. 13).

При изучении адаптации одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация – с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности. Явление социализации определяется как процесс и результат усвоения активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Понятие социализации в большей степени имеет отношение к социальному опыту, развитию и становлению личности под воздействием общества, институтов и агентов социализации. В процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, происходящего в процессе адаптации.

Таким образом, в ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий, усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом; социализация обеспечивает нормальное функционирование индивида в обществе. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Социальная адаптация является одним из основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации. Таким образом, социальная адаптация – это: а) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; б) результат этого процесса.

Социально-психологическим содержанием социальной адаптации являются сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы.

В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфликт – тревога – защитные реакции. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (З. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).

Подход Э. Эриксона отличается от основной психоаналитической линии и предполагает наличие также и позитивного выхода из ситуации противоречия и эмоциональной нестабильности в направлении гармонического равновесия личности и среды: противоречие – тревога – защитные реакции индивида и среды – гармоническое равновесие или конфликт.

Вслед за 3. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий психоаналитик Г. Гартман.

Г. Гартман признает большое значение конфликтов для развития личности, но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многое другое могут быть свободны от конфликтов. Гартман вводит термин «свободная от конфликта сфера Я» для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов.

Адаптация, согласно Г. Гартману, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.

Современные психоаналитики вслед за 3. Фрейдом выделяют две разновидности адаптации: 1) аллопластическая адаптация осуществляется за счет изменений во внешнем мире, которые совершает человек для приведения его в соответствие со своими потребностями; 2) аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т. п.), с помощью которых она приспосабливается к среде.

Эти две собственно психические разновидности адаптации дополняются еще одной: поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для него.

Гуманистическое направление исследований социальной адаптации критикует понимание адаптации в рамках гомеостатической модели и выдвигает положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации является достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом процесс адаптации не есть процесс равновесия организма и среды. Процесс адаптации в этом случае можно описать формулой: конфликт – фрустрация – акт приспособления.

В основе концепций этого направления лежит понятие здоровой, самоактуализирующейся личности, которая стремится к достижению своих жизненных целей, развивая и используя свой творческий потенциал. Равновесие, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Только стремление к развитию, к личностному росту, т. е. к самоактуализации, образует основу для развития и человека и общества.

Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции. По А. Маслоу, критериями конструктивных реакций являются: детерминация их требованиями социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация и четкая представленность цели, осознанность поведения, наличие в проявлении реакций определенных изменений внутриличностного характера и межличностного взаимодействия. Неконструктивные реакции не осознаются; они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем. Таким образом, эти реакции являются аналогом защитных реакций (рассматриваемых в психоаналитическом направлении). Признаками неконструктивной реакции служат агрессия, регрессия, фиксация и т. п.

По К. Роджерсу, неконструктивные реакции – это проявление психопатологических механизмов. По А. Маслоу, неконструктивные реакции в определенных условиях (в условиях дефицита времени и информации) играют роль действенного механизма самопомощи и свойственны вообще всем здоровым людям.

Выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптация. Адаптация наступает при достижении оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. В случае отсутствия оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов наступает дезадаптация.

Процесс адаптации в когнитивной психологии личности можно представить формулой: конфликт – угроза – реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса. Предпринимаются попытки:

Опровергнуть поступившую информацию;

Сменить собственные установки, изменить картину мира;

Найти дополнительную информацию с целью установления согласованности между прежними представлениями и противоречащей им информацией.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации. Авторы этого направления дают следующее определение социальной адаптации. Социальная адаптация – это:

Состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой;

Процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается.

Таким образом, социальную адаптацию бихевиористы понимают как процесс изменений (физических, социально-экономических или организационных) в поведении, социальных отношениях или в культуре в целом. Цель этих изменений – улучшение способности выживания групп или индивидов. В данном определении присутствует биологический оттенок, указывающий на связь с теорией эволюции и внимание преимущественно к адаптации групп, а не индивида, причем речь не идет о личностных изменениях в ходе адаптации индивида. Между тем в этом определении можно отметить следующие позитивные моменты: 1) признание адаптивного характера модификации поведения через учение, механизмы которого (научение, обучение, заучивание) являются одними из важнейших механизмов приобретения адаптивных механизмов личности; 2) использование термина «социальная адаптация» для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигает состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой. При этом речь идет лишь о конфликтах с внешней средой и игнорируются внутренние конфликты личности.

Адаптация - приспособление организмов к условиям существования. Приспособления индивида к групповым нормам и собственно социальной группы.

ОТЦОВСТВО - социально-психологический феномен, представляющий собой совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя в родительской роли, которые реализуются во всех проявлениях пове- ковой составляющей отцовства; процесс обеспечения родителями (родными или приемными) необходимых условий для полноценного развития и обучения детей.

ВЕДЕНИЯ СЛУЧАЕ - передовая технология социально педагогической работы с конкретной проблемной ситуацией, в которой объединены и определенный мониторинг ситуации, и привлечение других институтов, и осуществление координации действий с целью решения психологических, межличностных, социальных проблем клиента, его окружения.

ОБЩЕСТВО - это групповая социальная общность, члены которой имеют общие географические и социокультурные признаки (место проживания, интересы, вероисповедания, ценности, национальность и т.д.) и взаимодействие между собой с целью удовлетворения определенных потребностей или решения проблем.

Групповая СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА - метод социальной работы, направленный на оказание психосоциальной помощи группе лиц с подобными жизненными потребностями и объединенных близкими интересами, путем привлечения членов группы в процесс решения их проблем, удовлетворения общих интересов; практический метод социальной работы, который помогает личности расширять свое социальное функционирование и через целенаправленный опыт группы более эффективно решать свои индивидуальные, групповые проблемы в микросоциуме.

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНАЯ - процесс научного выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовой, морально-психологический, медико-биологический и санитарно-экологический состояния. В более узком смысле - это изучение причин социальных проблем, которые создают сложные жизненные ситуации для индивида, семьи, отдельных групп.

ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ - система социальных, правовых и экономических мер и гарантий, которые реализуют государственные и негосударственные организации, направленная на выявление, предупреждение и нейтрализацию влияния на жизнедеятельность человека негативных факторов (социальных рисков) с целью соблюдения прав человека, обеспечения достойных условий и уровня жизнь каждого члена общества.

Инспекция СОЦИАЛЬНОЕ - это визит в семью (с предупреждением или без него) группы уполномоченных лиц с целью ознакомления с положением дел в семье, в первую очередь - состояния содержания, развития и воспитания детей (ребенка). Социальное инспектирование осуществляется работниками служб по делам детей, центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, других учреждений, оказывающих социальные услуги, представителями органов местного самоуправления, общественности и, в случае необходимости, работниками службы участковых инспекторов милиции, криминальной милиции по делам детей.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ - это технология предоставления социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или группу людей с целью восстановления и оптимизации социальных функций, разработки социальных норм общения.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙНАЯ - предусматривает предоставление социальным работником консультативной помощи при возникновении проблем, конфликтов в отношениях между взрослыми и детьми. Определяется как процесс, направленный на изменения в семье, на ее благополучие с помощью и при участии как психолога, так и членов семьи через общение.

Кризисное вмешательство - оперативная помощь клиенту, комплекс методов социальной работы для помощи клиенту, который находится в ситуации кризиса, преодолеть определенную проблему. Кризисное вмешательство имеет целью способствовать позитивному развитию клиента через осознание им проблемы и ее последствий. Кризисное вмешательство направлено на активизацию личностных ресурсов клиента для решения насущных проблем.

СЕТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ - комплекс взаимосвязанных отношений, обеспечивает устойчивые модели взаимодействия и межличностных отношений. В то же время - это структура взаимоотношений, когда люди могут требовать и просить помощи. Обычно такая сеть состоит из всех тех людей, которые помогают конкретному лицу преодолевать ежедневные жизненные невзгоды, она включает в себя родственников, друзей, соседей, коллег и социальных работников, на которых возлагается семья в своей повседневной жизни.

Методы сбора информации - методы / процедуры исследования различных аспектов жизнедеятельности человека, процесса, явления, тенденции с целью формирования системы знаний о них.

Методы социальной работы - совокупность приемов и способов, которые используются для стимулирования и развития потенциальных возможностей личности, конструктивной деятельности по изменению неблагоприятной жизненной ситуации или решение проблем клиентов и достижения разнообразных профессиональных задач социального педагога.

МОНИТОРИНГ СЕМЬИ - это система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье и принятия стратегических и тактических решений.

МОТИВАЦИЯ - побуждение к действию, процесс, который управляет поведением человека, определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость, способность человека удовлетворять свои потребности. Мотив - это то, достижения чего выступает смыслом жизни.

НАСНАЖЕННЯ - (емпаумент, дословный перевод от англ, термина "empowerment": образованный от "empower" - уполномочивать, давать возможность и "ment" - суффикс для образования существительного со значением "процесс, понятие, действие") - многомерный социальный процесс, помогает человеку обрести способность контролировать собственную жизнь. Наснаження - метод социальной работы, целью которого является помощь клиенту в повышении уровня контроля над своей собственной жизнью и действиями, а также обеспечение возможности реализации их потенциала.

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА - процесс сбора информации, проводится с перспективной целью наиболее эффективного обеспечения всестороннего развития ребенка, определение конкретного вида услуг и помощи, в которой нуждается именно этот ребенок.

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ ребенка и его семьи - это гибкий процесс сбора, обобщения и анализа информации о состоянии и жизненных обстоятельств ребенка и семьи с целью определения необходимых видов социальных услуг, социальной помощи, методов вмешательства, направленных на изменение ситуации в семье или поведения ее членов к лучшему.

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТЕЙ СЕМЬИ - разновидность технологий социальной диагностики, используемых при работе с различными категориями семей. Рассматривается как фундаментальная технология, ориентированная на определение потребностей получателей услуг, системный мониторинг процесса оказания услуг (помощи, поддержки и т.д.) и достигнутых результатов, анализ финансовых затрат и прогнозирования экономического эффекта, а также как определенный процесс определения базовых данных, необходимых для дальнейшего планирования результативной работы с клиентом с целью преодоления его сложных жизненных обстоятельствах.

Патронаж СОЦИАЛЬНЫЙ - особая форма защиты прав личности, имущества недееспособных и других граждан в случаях, предусмотренных законом. Патронаж предусматривает проведение в домашних условиях профилактических, оздоровительных санитарно-просветительских мероприятий, предоставления социальных услуг.

ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНАЯ - система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах путем предоставления им помощи или необходимых видов социальных услуг; система мер, направленная на создание условий, позволяющих обеспечить социальную защищенность людей.

УСЛУГИ СОЦИАЛЬНЫЕ - действия государственных или неправительственных организаций, направленные на удовлетворение потребностей и обеспечение прав, решение проблем или преодоления сложных жизненных обстоятельств отдельных лиц или социальных групп.

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ - это семья, которая добровольно взяла на воспитание и совместное проживание от одного до четырех детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Функционирования приемных семей регулируется Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины (№565 от 26 апреля 2002). Приемная семья - это семья, которая добровольно взяла из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, от 1-го до 4-х детей на воспитание и совместное проживание.

РЕСУРСЫ СЕМЬИ - это внутренние или внешние факторы, которые могут быть применены членами семьи или социальным работником в процессе выхода семьи из сложных жизненных обстоятельствах: личные качества членов семьи, "сильные стороны" семьи, материальные предметы, социальное окружение семьи и тому подобное.

СЕМЬЯ - малая социальная группа, созданная на основе официального или общественного брака или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, выполнением семейных функций, эмоциональными связями и взаимными юридическими и моральными обязательствами по отношению друг к друга, семейными традициями.

Сложные жизненные обстоятельства - это обстоятельства, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность человека, последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - система мероприятий, связанных с удовлетворением специфических потребностей людей, направленных на восстановление и сохранение их социальных связей и отношений, активную помощь в осуществлении, защите и охране их прав.

Социальное инспектирование - это визит в семью (с предупреждением или без него) группы уполномоченных лиц с целью ознакомления с положением дел в семье, в первую очередь - состояния содержания, развития и воспитания детей (ребенка); система мероприятий, направленных на выявление, осуществление анализа, надзора за условиями жизнедеятельности семей, детей и молодежи, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, моральным, физическим и психическим состоянием детей и молодежи, оценку их потребностей, контроль за соблюдением государственных стандартов и нормативов в сфере социальной работы.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ - это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, предоставляемых социальная служба отдельным лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - система социальных мер, предусматривающая содействие, поддержку и услуги, предоставляемые социальные службы отдельным лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Социальное сопровождение / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - это вид социальной работы, направленной на обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности семей, детей и молодежи путем предоставления необходимых социальных услуг, помощи и осуществления соответствующих мероприятий. Его осуществляет социальный работник, деятельность которого направлена на поддержку семьи в различных видах ее жизнедеятельности, формировании способности семьи самостоятельно преодолевать свои трудности, оказание помощи семьям с целью решения различных проблем.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации; совокупность форм, методов и приемов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания, социальными работниками для достижения успеха социально-педагогической работы.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ - это совокупность знаний о методах и средствах осуществления конкретных действий, совокупность приемов и операций, которые реализуются в определенном порядке, определенной последовательности, для достижения определенных изменений в социальном положении и самочувствии клиента.

Типы СЕМЕЙ - характеристика семей, различных по опыту семейной жизни, структурой, внутрисемейные климатом, особенностями функционирования, ценностными ориентациями.

ФОРМЫ социальной работы - варианты организации взаимодействия социального педагога с клиентами, направленные на создание условий для положительной активности детей и молодежи, решения соответствующих задач социализации, оказание помощи и поддержки.

ЦЕНТРЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ - специальные заведения, уполномоченные государством реализовать социальную политику путем проведения социальной работы с детьми, молодежью и семьями.

Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки - совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.

Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во-вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.

Классификация понятий по степени общности:

  • 1. общенаучные (субъект, объект, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, система, элемент, связи, отношения, развитие, изменение);
  • 2. понятия социальных наук (общество, культура, человек, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение);
  • 3. понятия, используемые в социальной работе и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование);
  • 4. специфические понятия социальной работы (индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое консультирование, трудная жизненная ситуация, социальная служба, социальное сиротство, эскапизм).
  • 5. Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Их обычно называют первичными. Во-вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними. Они составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям.
  • 6. Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее, аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук достаточно сложен, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, многообразны, их аспекты тесно переплетены друг с другом, они по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что обусловливает относительность и проницаемость границ между самими этими категориями, полипарадигмальность теории социальной работы. Поэтому в целях упорядочения их многообразия можно говорить о следующих группах понятий и категорий социальной работы:
  • 1. категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.;
  • 2. категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.;
  • 3. категории, являющиеся собственно категориями социальной работы, такие, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т.д.

Помимо этой дифференциации по уровню обобщения понятий категории социальной работы должны быть проанализированы также по их содержанию. В этом смысле в первую группу должны быть выделены понятия, отражающие специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики. Например, понятийный аппарат социальной работы в учреждениях образования будет частично отличаться от системы терминов и категорий, описывающих социальную работу в медицинских учреждениях. Имеются также свои особенности в социальной работе с такими категориями клиентов, как лица с ограниченными возможностями, люди пожилого возраста, беженцы, семьи и дети группы риска. Можно выделить также социальную работу в особых ситуациях, например в зонах экологического бедствия, военных конфликтов и т.д.

Вторую группу составляют понятия, отражающие различные аспекты организации профессиональной и добровольческой социальной работы, технологический подход к оказанию социальной помощи. Среди таких понятий -- менеджмент социальной работы, экономика социальных служб, психосоциальные методы и т.д. Несомненно, по мере развертывания эмпирических исследований социальной работы, углубления и уточнения ее теоретических знаний система категорий социальной работы будет обогащаться.

Важнейшим структурным элементом социальной работы, как любой другой отрасли социального знания, являются ее закономерности. Результативность и эффективность решения задач социальной защиты населения во многом определяются оптимальным уровнем строения и функционирования учреждений социального обслуживания, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов взаимодействия с клиентами, учетом в практике работы с людьми непосредственных и опосредованных связей и взаимовлияний потребностей и интересов, настроений и мотивов поведения индивидов в различных жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации клиента.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы