От кадров к талантам. Кем чаще всего работают россияне. «Либо талант, либо связи»: почему Россия пострадает от дефицита специалистов творческих профессий От кадров к талантам

отметили

Чтобы конкурировать в новой экономике знаний, Россия должна резко увеличить долю высококвалифицированных людей на рынке труда.

К 2025 году в России может возникнуть огромный - более 10 миллионов человек - дефицит высококвалифицированных кадров, которые не просто получили в вузе диплом о высшем образовании, а обладают реальными знаниями и компетенциями, умением их правильно применять, заниматься аналитической, творческой работой, способных к автономному принятию решений. Речь об управленцах, врачах, инженерах, аналитиках и т.п.

Согласно результатам исследования российского рынка труда и человеческого капитала «Россия 2025: от кадров к талантам», единственная возможность для страны сохранить конкуренцию в глобальной экономике - осуществить сценарий опережающей модернизации -качественное изменение рынка труда и увеличение доли высококвалифицированных профессионалов. Как это сделать - в материале ТАСС на основе данных исследования.

От правил - к самостоятельным решениям

В основу исследования была положена система датского исследователя Йенса Расмуссена - распределение всех работников по трем категориям: «Правило», «Умение» и «Знание».

К категории «Умение» - люди, занятые технической рутинной работой, принимающие решения в рамках правил (от прораба до администратора гостиницы, а также большинство экономистов и юристов, которых так любят готовить российские вузы).

Сегодня в России только 17 % работающего населения относится к категории «Знание». По этому показателю наша страна находится на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний, к которой принадлежат страны-лидеры, такие как Япония, США, Германия, Сингапур. Для них характерны высокий уровень дохода, развитая цифровая экономика, высокий индекс человеческого развития, а доля человеческих ресурсов категории «Знание» (это один из ключевых показателей конкурентоспособности страны) превышает 25%.

Почему России не хватает «Знания»

Причина не в массовой утечке мозгов, как было в 90-е. Дело в разрыве между навыками, которые люди получают в вузах, и реальными потребностями экономики. Согласно исследованию, 80% трудоспособного населения не подготовлено для работы на современных рынках. В этом есть вина и системы образования, и принципов оплаты труда, и личностных качеств.

98% населения страны сегодня отдает предпочтение стабильности, а не возможностям роста; нет достаточно высокого спроса на знания. Это происходит, в частности, потому что оплата труда не зависит в должной мере от уровня квалификации. Например, разрыв между заработком водителя 2-й категории и врача - всего 17 %; для сравнения: в Бразилии - 174%, в США - 261%.в России пока не создана среда для развития и самореализации человека: 4,9 млн россиян (это 6,5% от работающих) живут в условиях трудовой бедности (зарплаты хватает только на выживание); учебные заведения не «слышат» бизнес. Образованность зачастую подменяется дипломированностью. Система готовит в основном сотрудников категории «Правило», а не «Знание» и не выстраивает регулярное обновление компетенций после выпуска из учебного заведения.

«При сохранении существующей структуры рынка труда еще на семь-десять лет отставание России от стран - лидеров мировой экономики рискует стать несократимым, - подчеркивает один из авторов исследования, старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко. - Системный подход к развитию человеческого капитала, системы переквалификации и переобучения, переход в логику управления талантами, а не кадрами - единственно верный ответ на вызовы нового времени».

Два сценария развития рынка труда в России

Первый сценарий, о котором говорят авторы исследования, - базовый, или догоняющий. Он подразумевает рост общего числа рабочих мест на 2,2 млн человек. При этом в категории «Знание» появится 5,8 млн рабочих мест, а в категориях «Правило» и «Умение» исчезнет 3,5 млн рабочих мест.

Этот сценарий сможет способствовать ежегодному росту ВВП страны на уровне среднемировых (3–3,5% в год).

Риск этого сценария в том, что частный бизнес будет серьезно опережать по развитию госструктуры и коммерсанты переманят к себе самых талантливых кандидатов.

Второй сценарий - опережающей модернизации. Он подразумевает более активную роль государства и компаний с госучастием. По этому сценарию в ближайшие восемь лет им потребуется 4,7 млн работников в категории «Знание». А всего в России появится 10,5 млн рабочих мест для работников высшей квалификации. Реализация этого сценария даст дополнительные 1,5% роста ВВП в год по сравнению с базовым.

При этом 9,4 млн человек из категорий «Правило» и «Умение» окажутся невостребованными.

Риски этого сценария: рост безработицы, так как сценарий предполагает массовое высвобождение персонала, работающего по устаревшим правилам. Это касается и государственных организаций, и частных компаний.

Стране нужна большая переквалификация, говорится в результатах исследования, то есть переход части специалистов из категорий «Правило» и «Умение» в категорию «Знание».

Все для «Знания»: восемь шагов к конкурентоспособности

Новую конкурентоспособность России определит способность разработать и внедрить концепцию развития человеческого капитала, которая включала бы в себя не только вопросы образования и подготовки кадров, но и вопросы стимулирования спроса на кадры категории «Знание», а также создания среды, благоприятной для развития человека.

Исследователи выделили восемь главных шагов развития человеческого капитала в России. Среди них:

работодатели с государственным участием должны создавать конкурентные предложения условий труда для профессионалов категории «Знание»; необходимо сокращать неэффективную «социальную занятость» с перераспределением фонда оплаты труда в пользу работников категории «Знание». И одновременно внедрять систему переквалификации высвобождаемых кадров из других категорий; создавать благоприятные условия для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инновационных малых предприятий; образовательная система должна быть перестроена так, чтобы она опережающими темпами готовила работников категории «Знание». А фокус образовательных программ необходимо перенести с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций; нужно стимулировать приток талантов в сферу образования; и корпорации, и самих работников нужно переориентировать на понимание того, что профессиональное развитие и обучение должно продолжаться всю жизнь, а не заканчиваться после получения диплома. Должна быть создана система стимулирования профессионального роста и получения новых знаний.

Об исследовании

Исследование проведено The Boston Consulting Group, Сбербанком, благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», WorldSkills Russia и Global Education Futures (международная платформа сотрудничества, объединяющая лидеров глобального образования) на основе онлайн-опроса среди российских работодателей, а также детальных интервью с более чем 90 представителями высшего руководства крупнейших российских компаний с численностью более 3,5 млн человек из 22 отраслей.

BCG - международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Создана в 1963 году, имеет глобальную сеть из более чем 90 офисов в 50 странах.

Анастасия Степанова, Виктор Дятликович

На эту же тему:

В докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» консалтинговая компания BCG оценила возможные последствия трансформации экономики РФ в экономику знаний. Отметив, что РФ уже отстает от стран-лидеров по доле квалифицированных работников и при инерционном развитии ситуация усугубится, авторы доклада признают: система образования в РФ без реформ решить эти проблемы не в состоянии. BCG призывает создать 9,2 млн рабочих мест для таких сотрудников за счет государственных и частных компаний и одновременно готовиться к переквалификации 11,6 млн человек, которые высвободятся в процессе перехода к экономике знаний.


Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) подготовила доклад «Россия 2025: от кадров к талантам», посвященный сценариям перехода РФ к экономике знаний. В докладе занятые условно разделены на три категории - «Умение» (преимущественно физический труд), «Правило» (рутинная техническая работа, требующая спецподготовки) и «Знание» (аналитика, творчество, работа в условиях неопределенности, требующая образования). В экономиках передовых стран рабочих мест категории «Знание» уже не менее 25%, в РФ - пока не более 17%, и перспективы конкуренции здесь выглядят неутешительно. Причина - отсутствие массового спроса на знания из-за сырьевой модели экономики, в которой спрос на труд остается примитивным, среди работодателей доминирует государство и реализуется модель «социальной занятости» - сохранения неэффективных рабочих мест даже при сокращении ВВП. Из-за этого низка доля малого и среднего бизнеса (16%), стагнируют цифровая экономика (2–2,5%) и передовые рынки.

Система образования не готовит кадры для экономики знаний, школьный ее сегмент слабо восприимчив к изменениям, а высшее образование «потеряло качество, но стало всеобщим» - с 1993 по 2015 год число мест в вузах выросло более чем вдвое при сокращении числа абитуриентов на 36%. В результате 91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников. Занятые же часто из-за низких зарплат работают в условиях «трудовой бедности», а то, что «любая работа в стране стоит примерно одинаково» (разница в оплате труда водителя и врача в РФ - 20%, в США - 261%), снижает мотивацию людей к выбору квалифицированных профессий. Обучение чаще всего заканчивается выпуском из вуза - не позже 25 лет. Учеба же в процессе работы либо формальна, либо направлена на «точечное закрытие пробелов системы образования». В РФ затраты работодателей на обучение сотрудников в десять раз меньше, чем в Европе, а участвуют в нем 15% работоспособного населения и 1% пенсионеров - против 40% и 5% соответственно в развитых странах. Не устранив этих ограничений, РФ не приблизится к передовым странам - и может утратить свое положение в секторе стран, переходящих от экономики ресурсов к экономике знаний: работодатели, планирующие масштабные проекты, уже называют нехватку квалифицированных кадров главным препятствием на этом пути.

BCG рассматривает два сценария развития человеческого капитала в РФ к 2025 году. Догоняющий основан на текущих планах работодателей: в условиях высвобождения 8,6 млн работников категорий «Умение» и «Правило» при нехватке 5,8 млн сотрудников категории «Знание» структура рынка труда РФ де-факто законсервируется: 45% занятости обеспечивает государство, еще 23% - «старые» частные компании, на долю «агентов изменений» - гибких, быстро адаптирующихся компаний - остается не более 32%.

Опережающий сценарий подразумевает более активную роль госсектора в трансформации этого рынка. Он предполагает создание до 2025 года спроса на 4,5 млн новых сотрудников категории «Знание» частными работодателями и на 4,7 млн - компаниями с госучастием и госструктурами. Впрочем, авторы называют государственный спрос «спящим» - наем там планируется не более чем на год, а его расширение потребует мощной реформы системы управления.

Сформировать такое предложение BCG предлагает путем переподготовки внутри страны либо за счет иностранных специалистов и возвращения квалифицированных эмигрантов. Но увеличение числа рабочих мест категории «Знание» будет сопровождаться ускоренным сокращением занятости прочих категорий - 6,4 млн человек категории «Правило» и 5,2 млн человек категории «Умение». С учетом выхода работников на пенсию (3,5 млн человек до 2025 года) придется оптимизировать 6,5 млн работников, говорится в докладе. Это и удовлетворение спроса на работников категории «Знание» - «сложнейшая задача, требующая четкого плана и смены контекста, в котором живут и компании, и сотрудники, и государство», отмечают в BCG. Ее решение способно дать экономике РФ дополнительно 1,5% ВВП в год, или 10 трлн руб. в текущих ценах, к 2025 году.

Недостаток спроса на интеллектуальные ресурсы, подмена образованности дипломированностью, обеспечение социальной занятости вместо вклада в человеческий капитал и отсутствие условий для самореализации - основные препятствия на пути России от экономики ресурсов к экономике знаний. Об этом говорится в исследовании «Россия 2025: от кадров к талантам», подготовленном на основе интервью с руководителями крупнейших российских организаций-работодателей из 22 отраслей.

Исследование проводила компания The Boston Consulting Group совместно с ПАО «Сбербанк» , благотворительным фондом «Вклад в Будущее» , Worldskills Russia и Global Education Futures .

Среди стран, уже вступивших в экономику знаний, в докладе упоминаются Великобритания, Сингапур, Германия и Япония. Их объединяет схожая структура рынка труда, на котором существенную роль играют люди, способные «рабо­тать в условиях неопределенности и выпол­нять сложные аналитические задачи, требу­ющие импровизации и творчества». Организаторы исследования относят такие рабочие места к категории «Знание» - в структуре занятости передовых стран их не менее 25%, в России - лишь 17%.

«На сегодняшний день нет оснований полагать, что наша страна к 2025 году сможет догнать уровень развития рынка труда этой (лидирующей) группы государств, а значит и стать конкурентоспособной в экономике знаний», - заявляют авторы документа и обозначают 3 причины, подкрепляющие этот тезис.

Причина 1. Нет критической массы спроса на знания

Российская экономика ориентирована на использование ресурсов, а не интеллекта. По уровню привлекательности рынка труда для талантов Россия отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран. Существует приоритет социальной стабильности над экономической эффективностью - поощряется модель «социальной занятости», когда даже в условиях сокращения ВВП сохраняются неэффективные рабочие места.

При этом темпы создания новых рабочих мест в России отстают от потребностей догоняющего развития переходной экономики, а последовательное сокращение их общего количества свидетельствует о росте неформального сектора. Неформальная занятость, как правило, сохраняет примитивный характер труда, не способствует развитию компетенций работников и человеческого капитала страны в целом.

Причина 2. Система образования не готовит работников для экономики знаний

«Всеобщее высшее образование» подменило понятие образованности дипломированностью. Доступ к высшему образованию стал социальной нормой, а уникальным для РФ источником искусственного спроса стала всеобщая воинская обязанность. На фоне «всеобщего высшего образования» система среднего профессионального образования (СПО) недофинансирована и оторвана от потребностей бизнеса.

Работодатели ждут от выпускников подготовленности к жизни, работе и самореализации в новых условиях. В странах, вступивших в экономику знаний, на повестке стоит вопрос о новом содержании образования со смещением акцентов от получения предметных знаний к развитию универсальных «навыков XXI века», набор которых соответствует Целевой модели компетенций 2025 (см. рисунок). В России это пока не так.

Большинство людей не учится после 25 лет. Для успеха в экономике знаний недостаточно один раз получить знания или развить навыки, необходимо регулярно обновлять приобретенный «багаж».

Причина 3. Российское общество предпочитает стабильность росту

Государственные работодатели в России являются не только самыми распро­страненными на рынке труда (обеспечивают более 40% занятости), но и наиболее привлекательными. Национальное сознание прочно связало го­сударственный сектор с оплотом стабильно­сти, пожизненной занятости и мини­мально гарантированным уровнем дохода.

В культурном портрете «среднего российского сотрудника» преобладает стремление к стабильности и безопасности:

  • Дефицит инициативы, энергичности, «драйва», отношение «от меня ничего не зависит», «инициатива наказуема» - выученная беспомощность и отсутствие желания что-то менять;
  • Ориентация на процесс, а не на результат;
  • Излишняя опора на устоявшиеся (и часто устаревшие) правила и процедуры;
  • Отсутствие гибкости, готовности к изменениям;
  • Нехватка клиентоориентированности;
  • Отсутствие критического мышления, механическое, исполнительское отношение к задачам.

Ценность человеческого капитала на эффективных рынках труда транслируется через уровень оплаты: с повышением профессиональной ступени растет и средний доход. Примеры таких стран – Германия и США, в них разница между средними доходами, например, врача и водителя, составляет 172% и 261% соответственно. Эта зависимость посылает рынку сигнал о наличии спроса на квалификацию категории «Знание» и стимулирует выбор более сложных профессий и развитие компетенций профессионалами.

Авторы исследования предложили трансформировать подход к формированию человеческого капитала и разработать концепцию, которая включала бы в себя не только вопросы образования и подготовки кадров, но и вопросы стимулирования спроса на кадры категории «Знание», а также создания среды, благоприятной для развития талантов.

В документе обозначено восемь основных шагов развития человеческого капитала в России.

8 шагов развития человеческого капитала в России

  • Создание конкурентного предложения условий труда для профессионалов ка­тегории «Знание» работодателями с го­сучастием;
  • Сокращение неэффективной «соци­альной занятости»;
  • Создание на национальном уровне системы переквалификации высвобождаемых кадров;
  • Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инноваци­онных малых предприятий и постанов­ку целей губернаторам и руководству регионов;
  • Создание опережающего предложения кадров - носителей целевых ком­петенций - образовательной системой;
  • Перенос фокуса образовательных про­грамм с развития предметных знаний и запоминания информации на разви­тие личностных и метапредметных компетенций;
  • Стимулирование притока талантов в сферу образования;
  • Продвижение ценностей роста и про­фессионального развития на уровне страны и, в частности, внутри компа­ний.

Справка

Уникальной особенностью исследования стало проведение более 90 интервью с высшим ру­ководством крупнейших российских организаций-работодателей из 22 отраслей, совокупно обеспечивающих рабочие места для более чем 3,5 млн человек: с представителями советов директоров и акционеров, руководителями и их заместителями по стратегическим и кадровым вопросам, HR-директорами, а также с представителями органов государственного управления, системы образования, малого и среднего бизнеса, стартапов, деловых объединений, российскими и международными экспертами в области развития человеческого ка­питала.

Текст: Наталья Макаркина | Редакция сайта АСИ

Важное и мощное исследование The Boston Consulting Group (BCG) «Россия 2025: от кадров к талантам» сделало один из шагов в изучении проблемы рынка труда и конкурентоспособности России, за которым должны последовать конкретные меры по развитию человеческого капитала страны.

«При сохранении существующей структуры рынка труда еще на 7-10 лет отставание России от стран — лидеров мировой экономики рискует стать несократимым, — подчеркнул Владислав Бутенко, старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России. — Системный подход к развитию человеческого капитала, системы переквалификации и переобучения, переход в логику управления талантами, а не кадрами — единственно верный ответ на вызовы нового времени».

Набор ключевых универсальных компетенций, без освоения которых невозможно прийти к эффективности в XXI веке:
. умение критически мыслить,
. эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми,
. быстро адаптироваться к изменениям,
. принимать решения,
. самостоятельно организовывать деятельность,
. уметь работать с огромными массивами данных и прочее.

Краткое резюме.

В мире господствуют глобальные технологические, демографические и геополитические тренды, подрывающие сложившееся разделение труда и формирующие новый экономический уклад - экономику знаний.

Группу стран, уже перешедших к экономике знаний, объединяет и схожая структура рынка труда. Все более существенную роль на этом рынке играют люди, которые способны работать в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества. В докладе мы относим такие рабочие места к категории «Знание» - в структуре занятости передовых стран их уже сейчас не менее 25%.
Однако самого по себе создания определенных рабочих мест недостаточно. В докладе мы формулируем Целевую модель компетенций 2025 - тот набор ключевых универсальных компетенций, без освоения которых невозможно прийти к эффективности в XXI веке: умение критически мыслить, эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность, уметь работать с огромными массивами данных и прочее.

Россия на сегодняшний день не добилась успехов в конкуренции за место в экономике знаний. Доля высокотехнологичного производства мала, не более 17% рабочих мест страны можно отнести к категории «Знания», в дефиците и универсальные компетенции. Такая ситуация вызвана тремя ключевыми причинами:

1. Нет критической массы спроса на знания. По уровню привлекательности рынка труда для талантов Россия отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран, продолжая терять таланты. Во многом это связано с тем, что российская экономика продолжает быть преимущественно сырьевой, ориентированной на экспорт природных ресурсов. Спрос на труд в целом остается примитивным, в структуре работодателей доминирует государство. Поощряется модель «социальной занятости», когда даже в условиях сокращения ВВП сохраняются неэффективные рабочие места. В стране очень медленно растет доля предприятий малого и среднего бизнеса (16%), стагнирует цифровая экономика (2-2,5%), в зачаточном виде представлен венчурный рынок (в сотни раз меньше американского, в 12 раз меньше израильского, в 6 раз меньше японского).


2. Система образования не готовит кадры для экономики знаний. Система школьного образования слабо восприимчива к изменениям, а подготовка учителей не успевает за современными требованиями образовательных стандартов. Высшее образование в большинстве вузов потеряло качество, но стало «всеобщим»: за 1993-2015 годы число мест в вузах выросло более чем вдвое при сокращении когорты абитуриентов на 36%. При этом система образования «не слышит» бизнес, в результате чего 91% работодателей отмечают нехватку практических знаний у выпускников, а четверть обладателей дипломов идут работать на должности, не требующие их уровня образования. Отсутствует и практика обучения на протяжении всей жизни: обучение большинства людей прекращается по достижении 25 лет, а повышение квалификации часто носит формальный характер.


3. Не создана среда, необходимая для развития и самореализации человека. Существенная доля занятых из-за низких зарплат работает в условиях «трудовой бедности», а почти 6,5% трудоспособного населения России (4,9 млн чел.) получают зарплату на уровне МРОТ. При этом любая работа в стране стоит примерно одинаково (например, разница в оплате труда водителя и врача в РФ - 20%, в то время как в Германии - 174%, в США - 261%, в Бразилии - 172%), что снижает мотивацию людей к выбору высококвалифицированных профессий. В результате 98% населения страны отдают приоритет безопасности и стабильности, а не ценностям роста. Доминирующая ролевая модель российской молодежи и их родителей сегодня - успешный чиновник, а не высококвалифицированный профессионал или предприниматель.


Сохранение действия этих трех факторов, на наш взгляд, приведет к тому, что уже к 2025 году Россия значительно ухудшит свои конкурентные позиции в глобальной экономике знаний и с высокой вероятностью потеряет возможность догнать группу передовых стран.
В то же время мы уверены в том, что предлагаемые в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» меры позволят трансформировать подход к формированию человеческого капитала в стране и подстегнуть развитие сегментов экономики, ориентированных на знания.

Система мер, направленная на стимулирование массового спроса на кадры категории «Знание».
1. Создание конкурентного предложения условий труда для профессионалов категории «Знание» работодателями с государственным участием.
2. Сокращение неэффективной «социальной занятости».
3. Создание на национальном уровне системы переквалификации высвобождаемых кадров.
4. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инновационных малых предприятий и постановку целей губернаторам и руководству регионов. Система мер, направленная на создание опережающего предложения работников категории «Знание» системой образования.
5. Создание опережающего предложения кадров - носителей целевых компетенций - образовательной системой.
6. Перенос фокуса образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций.
7. Стимулирование притока талантов в сферу образования. Создание среды, благоприятной для привлечения и развития кадров категории «Знание».
8. Продвижение ценностей роста и профессионального развития на уровне страны и, в частности, внутри компаний.

Реализация данных шагов способна вывести Россию не только на среднемировые, но и на опережающие темпы роста, обеспечив к 2025 году ее вхождение в группу передовых стран экономики знаний.

Популярные статьи

© 2024 sistemalaki.ru
Бизнес-идеи. Бизнес-планы. Франшизы. База знаний. Документы